По постройке трассы все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Здесь не существует единственного правильного способа, а каждый строитель использует свои методы.
Проще всего заказать трассу у профессионалов, например, в ЦМИТ ИнТехно. Но если ваш бюджет сильно ограничен и вы уверены в своих силах (как правило, это занимает долгие месяцы), то можно построить трассу самостоятельно (что мы крайне не рекомендуем).
Главное
1. Трасса проектируется под конкретное помещение. Переезд трассы в другое помещение может быть затруднителен, либо вовсе невозможен.
2. Если вы желаете построить трассу для автомоделей, то вам необходимо придерживаться требований к трассам той федерации, по правилам которой вы собираетесь проводить соревнования. Примеры:
Правила ФАМС России 2011: Статья 23. Требования к трассам.
23.1. Трасса – специальное сооружение, обеспечивающее управляемое движение модели.
23.2. В комплект оборудования автомодельной трассы входят следующие части:
- полотно трассы;
- импульсные блоки питания (отдельно на каждую дорожку) или аккумуляторы;
- блок подключения контроллеров;
- таймер и счетчик кругов или персональный компьютер со специальным программным обеспечением для проведения тренировок и соревнований;
- желательно обеспечить отображение информации о ходе гонки на большой экран (плазменный телевизор или мультимедийный проектор).
23.3. Трасса для соревнований должна иметь от 4 до 8 дорожек. Конфигурация трассы – произвольная. Поверхность полотна должна быть ровной, гладкой. Трасса должна хорошо просматриваться с того места, где размещаются участники заезда. Для проведения Всероссийских соревнований трасса должна иметь 8 дорожек и длину не менее 35 метров.
23.4. Направляющий паз между токопроводящими шинами должен быть шириной не менее 3 мм и глубиной не менее 8 мм. Токопроводящие шины должны быть шириной 10 ± 2 мм. Ширина дорожки для одной модели должна быть постоянной по всей длине и составлять не менее 100 мм. Пересечение дорожек на одном уровне не допускается. Радиус поворота внутренней дорожки должен быть не менее 250 мм.
23.5. Борта трассы располагаются на расстоянии не менее 150 мм от осевых линий крайних дорожек. Высота борта на прямых участках не мене 30 мм. На поворотах высота борта должна быть увеличена. Поверхность бортов должна быть гладкой и непрерывной.
23.6. Источник питания трассы – кислотный аккумулятор, напряжение 12В или импульсный блок питания. Для проведения соревнований трасса должна быть обеспечена двумя сменными аккумуляторами. Аккумулятор или импульсный блок питания должны обеспечивать минимальную силу тока на каждой дорожке не менее –15А. Левая, по направлению движения, токонесущая шина должна иметь положительную (+) полярность. Разрыв шины (зона датчиков) должен быть запитан напрямую от блока питания (аккумулятора).
23.7. Подключение – сетевая розетка с заземляющими контактами (дублирующими тормоз) и продублирована отдельно для штекерного подключения – Схема, цифровое и цветовое обозначение клемм питания трассы и мест подключения контроллера показаны на рис.4.
23.8. Трасса должна быть оборудована системой регулировки продолжительности заездов в пределах: 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20 минут, счетчиком времени прохождения круга, начиная от линии старта. Номера дорожек и доли круга наносятся на полотно трассы. Дорожки обозначаются цифрами или цветом. Каждая дорожка трассы размечается в сотых долях ее длины.
23.9. Для улучшения сцепления резины колес с полотном трассы, на поверхность необходимо наносить липкий слой специальной мази фирм “PARMA”, “CHAMPION” или “KOFORD”, или состоящий из подобранной опытным путем смеси жидкой лыжной мази и вазелина. Нанесение липкого слоя на трассу производится только судьями перед началом заездов или по мере необходимости.
23.10. В классе моделей ТБ-1 (G-7) допускается изменение липкого слоя своей дорожки участниками соревнований перед заездом. Намазка может сниматься чистой сухой тканью и может наноситься только на поворотах и зонах в 30 см перед входом в поворот.
23.11. Конструкция контроллеров для управления моделями без ограничений. Запрещено применение в схеме контроллера устройств, повышающих напряжение на дорожке.
Правила ISRA 2011 (перевод Должанский Н.Б.): 2. Трассы и пульты управления.
2.1 Трасса
Все мероприятия ISRA должны проводиться на профессиональной деревянной трассе с 8-мью дорожками, установленной в подходящем, удобном и доступном месте. Должны быть приняты меры безопасности в виде бортов трассы, чтобы предотвратить возможный вред от столкновений.
Длина трассы должна быть не менее 35 метров (115 футов), расстояние между дорожками должно быть минимум 104мм (4.1 дюйма). Расстояние между бортами и крайней дорожкой должно быть минимум 150мм (6 дюймов). Ширина паза должна быть 3-4мм, глубина – не менее 9мм. Дорожки должны быть отмечены цветами и/или цифрами. Поверхность трассы должна быть гладкой. Это должно быть измерено уровнем длиной 300мм двумя способами. Первый способ направлен на минимизацию угла наклона (менее 5 градусов), для этого уровень устанавливается по направлению к радиусу. Второй способ применяется дополнительно для доведения плоскости трассы до 1мм, при этом уровень длиной 300мм устанавливается в направлении движения. Каждая трасса, используемая для международных мероприятий, должна иметь токонесущие шины, установленные не более 12 месяцев до начала гонки.
2.2 Счетчик кругов
Должна использоваться электронная система подсчета кругов с точностью подсчета 1/1000 секунды. Трасса должна быть поделена на 100 равных секций, с которых информация легко бы считывалась. Датчик счетчика кругов должен быть расположен в том месте, где шанс, что модель пройдет вне паза, минимален. При необходимости Судейская коллегия гонки может принять решение об изменении местоположения датчика счета кругов. Датчик счетчика кругов должен находиться в зоне видимости судьи-хронометриста.
Зона действия датчика счета кругов должна быть отмечена на трассе на расстоянии 1 метра перед датчиком и до конца зоны действия датчика.
2.3 Пульты управления моделью
Пульты управления моделью имеют свободную конструкцию, запрещено использовать устройства, увеличивающие или аккумулирующие электрическое напряжение на дорожке по отношению к источнику питания трассы. Подключение пульта управления к трассе должно осуществляться с помощью 4мм штекера. Возможно использование разъемов местного типа.
2.4 Тренировочные заезды перед Чемпионатами мира ISRA
Гоночный трек должен быть закрыт для тренировочных заездов и соревнований за четыре недели до начала Чемпионата мира. Разрешается тренироваться только гонщикам клуба принимающей стороны и непосредственным владельцам трека.
2.5 Подключение трассы и электропитание
Система подключения питания к трассе и источник питания должны обеспечивать непрерывную подачу питания мощностью 150Вт на 1 дорожку. Поперечное сечение токонесущей шины должно быть 2,5мм2 (AWG13) или больше. Расстояние между точками подключения питающего кабеля не должно превышать 12м (40 футов) (т.е. на длине 45 метров должно быть не менее 4 точек подключения источника электропитания на каждую дорожку). Поперечное сечение питающих кабелей должно быть 6мм2 (AWG10) или больше. Все соединения токонесущей шины должны быть соединены дополнительным зажимом (прижим шинки к шинке не достаточно).
В случае использования источников питания, должны применяться следующие ограничения: источник питания трассы должен иметь отрегулированный выход, чтобы поддерживать одинаковое напряжение во время всех этапов гонки (тренировочные и квалификационные заезды, отборочные соревнования и полуфиналы класса). Если на трассе установлены источники питания для каждой дорожки, устройства должны быть идентичными. Установленная мощность электропитания должна быть не менее 125 A. Напряжение, подаваемое на трассу, должно всегда быть 12.5 – 13.0 В постоянного тока (без нагрузки).
В случае использования аккумуляторных батарей, должны применяться следующие ограничения: в наличии всегда должно быть, как минимум, 2 комплекта батарей с мощностью не менее 500 А/час. Зарядное устройство, как минимум, 100 A всегда должно быть в наличии. Нельзя заряжать батареи во время гонок. Напряжение трассы всегда должно быть 12.0 – 13.5 В постоянного тока (без нагрузки).
Напряжение трассы должно быть одинаковым во время всех этапов гонки (тренировочные и квалификационные заезды, отборочные соревнования и полуфиналы класса). Индикатор, показывающий напряжение, должен быть в зоне досягаемости всех гонщиков во время соревнований.
2.6 Принципы контроля ISRA
За 60 дней до начала Чемпионата мира ISRA технический инспектор ISRA должен убедиться, что технические характеристики трассы, внутренней проводки, источников электропитания и системы подсчета кругов строго соответствуют требованиям ISRA.
Перед началом Чемпионата мира технический инспектор ISRA совместно с Судейской коллегией и судьей-хронометристом проводят инспекцию трассы. В случае обнаружения несоответствий, организаторы должны незамедлительно их устранить. Эта группа также проверяет наличие пломб и печатей, чтобы предотвратить использование недопустимых самодельных устройств.
Другую полезную информацию вы найдете по ссылкам ниже. Удачи! 🙂
Полезные ссылки (рус)
- Проектирование трассы
- Поверхность трассы
- Постройка трассы в Челябинске
- Изготовление трассы для Орска / Видео фрезеровка
- Постройка трассы Санкт-Петербург 2019
- Сборка трассы “Солнышко”
- Подключение счётчика
Полезные ссылки (англ)
- Building Slot Car Tracks (Chris Frost, UK)
- Building Routed Tracks (Butch Dunaway, US)
- How to build slot car tracks (Steve Ogilvie, CA)
- Slot Car Building Instruction Manual (Ray Gardner, US)
Статьи из журнала “Моделист-Конструктор”
- Трасса АВП «ЮНИОР», 1969
- Автодром – на столе, 1969
- Блок питания трассы, 1970
- Автотрек в спортзале, 1979
- Строителям трасс, 1979
- Трасса — Автострада для моделей, 1981
- Фреза на трассе, 1981
- Мототрасса с велоприводом, 1984
- Эпоксидный… асфальт, 1986
- Секреты «Электричек», или с чего начинается трасса, 1989
- Автодром для трассовых, 1991