30 лет учебно – спортивному проекту «Кубок Чайника»

Здравствуйте уважаемые коллеги!

В 2022-2023 учебном году исполняется 30 лет учебно – спортивному проекту «Кубок Чайника» и разработке модели, специально созданной для него. Предлагаю Вашему вниманию статью, опубликованную в №48 серии «РОСТ» (Ребенок. Общество. Семья. Творчество) в 2016 году в связи с двумя другими круглыми датами 80-летием Санкт-Петербургского городского Дворца Творчества Юных и 50-летием Трассового автомоделизма в СССР и России.

Трассовый автомоделизм.

Разработка проекта «Учебно-спортивная модель для начинающих»

Трассовый автомоделизм – один из видов спортивно-технического творчества, развивающийся в нашей стране уже почти 50 лет. Доступность нового вида детского технического творчества и возможность решать большой объем творческих, познавательных задач в интересной игровой форме привели к открытию многочисленных кружков в школах и внешкольных учреждениях по всей стране: Прибалтике, Закавказье, Средней Азии, Заполярье, на Дальнем Востоке. Очень скоро был оценен и спортивный потенциал трассового автомоделизма.

Потребность в обмене опытом между кружками трассового автомоделизма, сравнении результатов труда педагогов-энтузиастов привела к организации многочисленных региональных, а затем и больших Всесоюзных соревнований под эгидой журнала «Моделист-Конструктор». Единых правил и технических требований к моделям тогда не существовало, организатор каждого мероприятия создавал свои, опираясь на собственный опыт и практическую потребность учебного процесса.

На Всесоюзные соревнования съезжалось большое количество команд (иногда до сорока), но большинство педагогов рассматривали их не как спортивные состязания, а как фестиваль творческих идей, возможность найти что-то новое для своего учебного процесса.

К середине 80-х гг. были сформированы единые для всей страны правила соревнований и технические требования к моделям, которые пока еще отвечали потребностям учебного процесса.

Быстрый рост технического уровня моделей привел к использованию большого количества высокотехнологичных комплектующих промышленного изготовления, появлению и постоянному возрастанию разрыва между интересами учебного процесса детских кружков и нуждами спорта. Поток информации, а затем и комплектующих изделий для моделей, который хлынул к нам из Европы и Америки после падения «железного занавеса», привел к существенному ускорению данного процесса.

Постепенно технические требования к моделям и все остальные разделы Правил соревнований были приведены к международным стандартам, что закрепило полный разрыв между возможностями и интересами учебного процесса детских объединений дополнительного образования с одной стороны и потребностью подготовки команд и спортсменов к Всероссийским соревнованиям с другой.

В учебной работе в детских коллективах трассового автомоделизма сложилась тупиковая ситуация: добиться высоких спортивных результатов стало возможно только на высокотехнологичных моделях промышленного изготовления либо на тех моделях, которые построены руками высококвалифицированных взрослых моделистов. Работа учащихся с такими моделями сводилась к «отверточной сборке» из готовых компонентов. Модели, построенные полностью руками учащихся, не позволяли даже очень хорошим пилотам претендовать на высокие спортивные результаты. Сильные педагоги, сами являющиеся действующими спортсменами-моделистами, были увлечены бурным ростом технического уровня спортивных моделей и не уделяли должного внимания моделям, предназначенным для новичков, а начинающие педагоги использовали устаревшие публикации.

В большинстве коллективов сложилась такая практика учебной работы: новички делают «бородатые» модели – ненадежные, неустойчивые, со случайными двигателями и другими компонентами, педагоги и родители не могут избавиться от постоянной «головной боли» – где взять моторы, шестерни и другие комплектующие?

Очень неприятным следствием такой работы был большой отсев учащихся в течение  всего учебного года.

Ориентированные на спорт педагоги занимались спортивной селекцией, стремясь удержать в коллективе учащихся, перспективных со спортивной точки зрения.
Для этого узкий круг детей как можно быстрее переводили на спортивную технику.
На второй и третий годы обучения обычно оставались те, кто проявил себя именно в спорте.
В коллективах, избегающих спортивной составляющей трассового автомоделизма, ситуация была не лучше – оставались только те, кто всерьез увлечен постройкой моделей.

В то время (в конце 80-х) я был не только педагогом во Дворце, но и руководителем городского методического объединения по трассовому автомоделизму. Нетерпимость такого положения, необходимость решения задачи по выходу из тупика стала для меня очевидной. Я начал с того, что попытался найти решение, не выходя за рамки существующих классов моделей и их технических регламентов, практики проведения соревнований.

Несколько лет поисков и ряд не очень удачных разработок привели меня к необходимости переосмысления подходов к разрешению этой проблемы, появлению комплексного проекта учебно — спортивного класса моделей.

Проект включил:

– разработку технических требований к моделям нового класса;

– проектирование стандартного шасси, отвечающего техническим требованиям нового класса и задачам образовательного процесса первого и второго года обучения;

– организацию соревновательного процесса в этом классе моделей в течении всего учебного года и его увязку с потребностями учебной работы на первом и втором годах обучения.

Проект обрел определенную форму и начал действовать в 1992/1993 учебном году. Надо сказать, что и весь проект, и многие его элементы в то время были совершенно новыми, непривычными, вызвали настороженное отношение коллег.

Для того чтобы проверить правильность идей, заложенных в проект, постепенно втянуть коллег в его реализацию, первый сезон был организован вне рамок городского спортивного календаря. Соревнования проводились во Дворце как клубные с открытым стартом. В первых соревнованиях приняли участие всего 12 пилотов, большинство были из Дворца. Очень скоро проект был принят и одобрен руководителями всех объединений трассового моделизма нашего города, общим решением методического объединения включен в календарь городских соревнований.

Время показало правильность организационных и технических решений, заложенных при разработке проекта. Новый класс очень быстро вытеснил из учебных программ и соревнований другие учебные модели.

После публикации разработки в журнале «Моделист-конструктор» в 1995 году проект получил широкую известность и был внедрен во многих регионах России и странах СНГ.

Остановлюсь подробно на отдельных компонентах проекта.

Разработка технических требований и конструкции модели нового класса.

Прежде чем начать работу над моделью, я сформулировал цели, задачи и «условия жизни» нового класса:

  1. Модель предназначена для введения в программу 1- 2 года обучения;
  2. Модель должна быть доступной для изготовления собственными руками новичков 10 – 12 летнего возраста и давать возможность получения учащимися возможно большего количества «рукодельных» навыков в процессе производства;
  3. Модель должна обеспечивать развитие навыков и умений для учащихся второго года обучения, быть интересной для них;
  4. Модель должна получаться надежной и работоспособной даже при невысокой точности изготовления, доступной новичкам;
  5. Модель должна иметь реалистичные формы и пропорции, быть узнаваемой и привлекательной для ребенка;
  6. Модель должна оснащаться доступными, надежными и не очень дорогими моторами;
  7. Технические требования класса должны  исключить возможность «гонки вооружений», свойственной большинству технических видов спорта.

Опыт показал, что создание  Положения и технических требований нового класса моделей – это поиск компромисса между разными, часто взаимоисключающими задачами и интересами участников учебно-спортивного процесса. Например, для решения учебных задач нужно строить максимально копийные модели, причем все — руками учеников. Для подготовки и отбора пилотов модели должны быть абсолютно единообразными, обезличенными, промышленного изготовления. Каждый пилот хочет получить модель лучше, чем у соперника, притом с наименьшими материальными и трудовыми затратами.

Анализ задач, изучение опыта других технических видов спорта (и не только модельных), собственный опыт подсказали мне те идеи, которые были реализованы в проекте нового класса:

Стандартное шасси

Применение типовой конструкции позволяет организовать учебный процесс для больших групп учащихся, выравнивает скоростные возможности моделей, помогает научить ребят критически оценивать свой труд. Ведь известно, что ребенок 10-12 лет всегда ищет причины своих неудач во внешних факторах: «У него форма шасси лучше, резина, мотор, кузов» и т. д., а мне надо чтобы ребенок сказал: «Я криво собрал, плохо выпилил» и т. п. Технические требования предусматривают применение узких колес большого диаметра, шестерен с крупным зубом, упрощенной, довольно грубой конструкции рамы, что снижает скоростные возможности моделей, но позволяет неумелым новичкам самостоятельно (без заметного участия рук педагога) собрать надежную модель.

Двигатель

Лучший вариант — единый двигатель для всех. Такое решение переводит спортивную борьбу и внимание педагога и учащихся из области поиска лучшего двигателя в совершенствование модели и техники пилотирования. К сожалению, частая и непредсказуемая смена ассортимента двигателей у поставщиков не дает возможности реализовать на практике идею единого двигателя. Пришлось пойти по другому пути — по возможности жестко ограничить характеристики двигателей, ввести два уровня применяемых двигателей (с выделением младшего зачета): для начинающих — двигатели не обслуживаемого типа без переделок, для старших — обслуживаемые двигатели с разрешением ряда доработок.

Кузов

Основной адресат описываемого проекта — дети среднего школьного возраста находятся в «стадии запечатления эстетических образов», в познании окружающего мира. Поэтому мы должны дать им в руки модель реалистичных пропорций, с богатой и точной деталировкой. Желательно обеспечить возможно большее разнообразие красивых и хорошо узнаваемых кузовов. Небольшим ухудшением ходовых качеств моделей можно пренебречь — оно будет одинаковым для всех. Опираясь на эти идеи, я разработал технические требования к кузовам, которые резко отличаются от спортивных  классов, где в угоду аэродинамической эффективности принесены в жертву достоверность изображения реального автомобиля и эстетическая привлекательность модели. Результатом такого подхода стала возможность использования в учебном процессе технологической оснастки для кузовов, изготовленной в начале существования проекта, наравне с кузовами, появившимся в последние годы. Сейчас в нашем «гараже» 24 кузова: и отечественные «Победа», «Волга», и знаменитые спортивные машины прошлых лет, и новейшие суперкары.

Организация соревновательного процесса

Воспользовавшись опытом других спортивных дисциплин, а также трассовых соревнований взрослых, мы внедрили систему многоэтапных соревнований — сериалов, состоящих из 4-6 гонок, проводимых в течение всего учебного года на разных трассах. Такая организация соревнований резко активизирует процесс самосовершенствования учащихся, закрепляет интерес к длительной работе, мотивирует к улучшению существующих моделей и постройке новых.

При организации соревнований, в рамках описываемого проекта, впервые использовано решение: все участвуют в гонках общей группой, а подсчет результатов ведется в двух и даже трех зачетных группах. При этом в «старшей», самой сильной зачетной категории учитываются результаты всех участников, а при подсчете результатов в «младших» зачетных группах отсекаются представители более сильных групп. Такая система позволяет потенциально более слабым напрямую конкурировать с сильными, но сильные не отнимают награды и почести у тех, кто рангом ниже. Это способствует объединению моделистов с разным опытом, прямой передаче опыта от старших младшим, повышает мотивацию и самооценку у младших учащихся. Большую положительную роль в продвижении проекта играло провокационное название сериала —  «Кубок Чайника». В официальных документах от него, к сожалению, пришлось отказаться из-за «административной политкорректности», но в неформальном общении оно проживет еще очень долго.

Проект живет и активно развивается уже 25 лет. Опираясь на успешный опыт реализации этого проекта, мы ввели в свои учебные программы и другие учебно-спортивные классы моделей.

Пользуясь идеями нашего проекта, коллеги из других регионов России и стран СНГ создали свои варианты учебно-спортивных классов моделей.

Во многом, благодаря этому проекту, к настоящему времени трассовый автомоделизм в Санкт-Петербурге оказался единственным растущим видом спортивно-технического творчества.

Когда проект начинался, у нас было 3-4 активно действующих коллектива, на соревнованиях собиралось в среднем около 20 участников. Сейчас в соревнованиях постоянно участвуют 8 коллективов, есть те, кто еще только начинает работу. Мы уже приближаемся к максимальной емкости «гоночного дня» — наш рекорд достиг 73 участников в одном мероприятии.

Основными факторами, способствовавшими успеху проекта, стали:

– Комплексный подход к его созданию и реализации;

– Последовательность в достижении целей на протяжении всего времени существования проекта;

– Внимание к интересам и потребностям учащихся

– Постоянная корректировка и совершенствование деталей проекта с учетом меняющихся условий нашей деятельности;

– Поддержка коллег — большинство педагогов, занимающихся трассовым автомоделизмом в Санкт-Петербурге, либо активно участвуют в реализации и развитии проекта, либо опираются на него в своей работе.

А.И. Нестеренко, отдел техники,

руководитель лаборатории трассового автомоделизма с 1978 года.

Предложенная Вашему вниманию статья была адресована педагогической общественности, а не «технарям», поэтому многие специальные вопросы остались «за кадром». Постараюсь их кратко осветить.

На начальном этапе развития «Чайника» использование импортных компонентов в детских моделях было невозможно по финансовым соображениям (например, моя зарплата педагога и методиста (2 ставки) была около $10, а стоимость мотора норма 16D-$5, шестерня на заднюю ось -$1,5 и т.п.). Моторы выбирали из отечественных – от фена «Заря», насосы от омывателя «Жигулей» и т.п. – большие, тяжелые, с круглым корпусом 28 мм, что потребовало использовать большие шестерни (Ø20 мм), большие узкие колёса.

Было освоено пластмассовое литьё «на коленке»: литьевая машина – «горячий шприц», пресс-бывший сверлильный станок 1930-х годов, прессформа – самодельные, сырье – обрезки капроновых канатов, иногда-гранулы полиамида или полиэтилена. Литье мы осваивали вместе с В.М. Василевским. С середины 2000-х годов литьем для «Чайника» занялись в Волгограде В. Машков и на Украине, организовал это Н.Б. Должанский. Постепенно стали появляться более компактные и легкие моторы: сначала от активатора центрального замка иномарок – круглые Ø24 мм, потом плоские в габаритах «Пармы». После того, как наши доходы подросли, появилась возможность допустить в « Абсолюте» Парму и ПроСлот группа 16. Появление компактных моторов «Фалькон» и их многочисленных аналогов вызвал много споров и взаимных обид: « Ты нашел пару хороших моторов и теперь выигрываешь в «Стандарте» всё подряд, а остальным приходиться ждать, когда ты съешь весь ресурс своих моторов». Поиск привел к установке последовательно подключенных к мотору резисторов – мы начали с 2,5 Ом, постепенно снизили до 1,5 Ом. Такое решение почти уравняло разные двигатели – мощные теряют много, слабые – почти ничего. Кроме того, модели стали легче управляться (упала динамика разгоноторможение), что хорошо для начинающих.

Надеюсь, предложенный материал даст повод для раздумий, поможет коллегам развивать трассовый автомоделизм.

Июнь 2022 года А.И. Нестеренко

Источник