Итак, что же делает ребёнок (или не ребёнок), когда приходит в клуб?
Всё начинается с модели, носящей руковыпрямительную функцию, и имеющей красноречивое прозвище “чайник”. Конструктив её был разработан питерским педагогом Андреем Игоревичем Нестеренко ещё в 90-е и давно стал классикой. В том или ином виде, с поправкой на местные реалии, такие модели делают во всех адекватных клубах. Более того, схожий конструктив имеют и остальные, вполне уже себе валящие модели. Технология изготовления рассчитана на максимальное количество ручного труда, которое можно, впрочем и варьировать, в зависимости от поставленных целей. Опытным путём я пришёл именно к тому варианту, который мы делаем сейчас.
Итак, поехали. Всё начинается с набора заготовок.

Все детали размечены на заготовке из стеклотекстолита, это самый оптимальный вариант для трассовых. Всё это выпиливается лобзиком, подгоняется напильниками и шкуркой, сверлится.
Упрощённый вариант — нарезать и просверлить всё это на ЧПУ, усложнённый — заставить всё сначала перечертить на чистую заготовку. В первом варианте мы теряем обучение обработке материала и изготовлению деталей. Поэтому, например, если после серьёзной аварии на трассе модель пострадает (чаще всего ломается крепление токосъёмника), то опытный моделист решит эту проблему за полчаса, просто вырезав новую деталь, а любителя готовых деталек ситуация поставит в тупик. Перечерчивать же разметку всех деталей шасси — задача для новичка нетривиальная, нужны хорошие чертёжные навыки и понимание, для чего та или иная деталь нужна. Понятно, что начинающие моделисты, тем паче дети, не обладают знанием ни того ни другого. Чертиться будут последующие модели, для которых нет размеченных наборов, а для первой модели я остановился на “среднем” варианте, когда по чертежу делаются перемычки. На фото они размечены, но впоследствии я заказывал для своего кружка наборы заготовок, где разметка поперечных планок отсутствует.
Сборка модели производится на заклёпках. Сейчас мы используем готовые, а раньше делали сами из алюминиевой проволоки, заклёпочники у меня остались, так что если кончатся готовые заклёпки — не беда.
В наборе нет готовой заготовки заднего моста, эта деталь изготавливается самостоятельно из стального уголка. Пожалуй, это самая сложная операция в постройке модели — ведь надо чтобы левый и правый уголки были строго одной высоты. Мы собираем так называемые “питерские” наборы, они сделаны под питерскую же программу дополнительного образования, и в ней предусмотрено самостоятельное изготовление задних мостов — равно как и самостоятельное выпиливание деталей шасси, а вырезанные на станках запрещены прямым текстом правил соревнований. А на последующие, более быстрые модели, где требуется высокая точность, существуют нарезанные лазером заготовки мостов под разные конфигурации шасси.
Моторы в моделях стандартные китайские с алиэкспресса. Раньше моторы доставали с чего придётся, самые популярные были от моторов активаторов автомобильных центральных замков, но сейчас нужда в этом отпала, китайцы предлагают доступные и долговечные моторы, мощность которых вполне достаточна для таких моделей. Крепится мотор пайкой к уголкам заднего моста. Редуктор для первой модели — тоже типовое решение. На фото показаны шестерни с модулем 0,4, но для детей предпочтительнее более крупный модуль 0,5, который прощает неточности в установке мотора. Можно заказать колёсные диски, один из которых совмещён с шестернёй 0,5 модуля. Ограничений на передаточное отношение нет, оно подбирается опытным путём и обычно одинаково у всех моделей в кружке. Общий принцип таков, что если отношение слишком высокое — модель имеет низкую скорость и это сразу видно, если слишком низкое — модель медленно разгоняется и плохо тормозит.
Задняя ось обычно имеет диаметр 2,37 мм — это стандартная ось для трассовых моделей. Но не запрещены другие диаметры — например, 3 мм. Такую ось можно сделать из калиброванного прутка и не покупать более дорогие специализированные компоненты — всё зависит от сочетания дисков, осей, шестерён.
Вращается ось в латунных буксах или подшипниках. Сейчас (2025) не проблема купить подшипники 3х7 мм, но в Санкт-Петербурге использование подшипников запрещено — только буксы. Если вы планируете участвовать в питерских соревнованиях — надо это иметь в виду, а для себя можно пользоваться подшипниками. Ощутимой разницы в скорости или ресурсе нет. Буксы можно самостоятельно выточить на токарном станке. У меня этим занимались старшие ребята в рамках обучения токарному делу. Под размер 2,37 мм существуют заводские буксы, они используются на моделях классов Production, где тоже запрещены подшипники.
Главный магазин в России, где можно купить любые товары для трассовых моделей, получить консультацию — это slotracingshop.com
На следующем фото — наши модели в разном состоянии недоделанности или убитости 🙂

А вот наш основной инструмент. Молоток и плиту для клепания я не сфотографировал 🙂

По-хорошему, от первой модели требуется лишь, чтобы оно поехало. За первое полугодие этим справляются все дети, регулярно посещающие занятия 2 раза в неделю. Однако, если начинающий моделист с мозгами, эту машинку можно заставить ехать достаточно бодро. Из-за того, что эта модель высокая, с большими колёсами, она недостаточно устойчива в поворотах, что сразу требует обучения правильным навыками пилотирования “на грани”, при этом на сравнительно небольших скоростях.
Ещё одна причина, почему я выбрал именно “питерский” вариант, ведь есть и другие, которые и технологичнее, и быстрее, заключается в том, что в Питере по этим моделям проводится городская многоэтапная серия соревнований, и каждый старт собирает десятки юных спортсменов. Это в Москве мы одни*. А там — системное образование, кружки трассового моделизма есть в почти каждом дворце творчества. Когда я спросил, на каких моделях можно у них участвовать, мне ответили, что у них конфигурация шасси — исключительно по их чертежу и сделанная вручную, как я и писал выше. Поэтому мы отказались от варианта “кузнецкий чайник” (про него можно рассказать отдельно) и перешли на питерский. Новичкам разницы нет, но представляете как это круто — мальчик сделал свою первую модельку и сразу с ней поехал на большие гонки в другой город!
А что же делать, если ты уже не мальчик, не умеющий держать в руках напильник, а опытный моделист, или вообще уже давно не мальчик? Ответ прост: сделай эту модель за пару вечеров, покажи как ты крут и порви всех на ближайших соревнованиях, тогда и поговорим 🙂
*Мой клуб в Москве был закрыт в конце 2019 года по независящим от меня причинам.
Александр Устинов, февраль 2019 (отредактировано январь 2025)
Источник