Трассовому моделизму 50 лет

Этапы создания и спортивного становления трассового автомоделизма

Точкой отсчёта, от которой началась история трассового автомоделизма, можно считать патенты 1938 года – «Игрушечный электромобиль и трасса» и 1939 года – «Дороги для игрушечных электромобилей», выданные в Америке англичанину Альберту Эдварду Каллену.

1938 год

1939 год

Развитие трассового автомоделизма было прервано с началом Второй Мировой войны. В конце 40-ых годов  начинается бурное развитие SRC в США. В середине 50-ых годов трассовый автомоделизм приходит в Европу.

В начале 60-ых годов трассовый автомоделизм попадает в соцлагерь (Чехословакия и ГДР).

Летом 1967 года члены сборной СССР по кордовым автомоделям (а это были, в основном, педагоги-руководители автомодельных кружков внешкольных учреждений), в ходе соревнований соцстран в Чехословакии, впервые познакомились с трассовым автомоделизмом. Впечатления, методические материалы, привезённые из этой поездки, позволили начать постройку трасс и моделей сразу в нескольких регионах страны. Безусловным лидером в развитии трассового автомоделизма тогда был Гуннар Дзенытыс – педагог Городской станции юных техников города Риги (Латвия). Позднее его ученики: Янис Раге – Рагис, Марис Грейзиньш, Улдис Швалбе, стали возмутителями спокойствия в Федерации автомодельного спорта СССР. Результатом их упорной борьбы стало официальное признание трассового автомоделизма и проведение Первого Кубка СССР среди юношей в 1985 году.

Очень большую роль в популяризации трассового автомоделизма в нашей стране сыграл журнал «Моделист – Конструктор», который не только публиковал материалы на своих страницах, но и стал организатором Всесоюзных соревнований, которые проходили ежегодно более 10 лет, до включения их в календарь ФАМС СССР. Приводим здесь первые, самые важные для нас публикации журнала «Моделист – Конструктор» о трассовом автомоделизме.

Первая публикация в СССР. В. Масик, «АВП», № 5, 1968 г.

“Шкода F3” с внешним питанием, 1968

Первая разработка трассы:
Г. Дзенытыс, «Автодром на столе», № 12, 1969 год.

Первое описание пульта:
Л. Кинцберг, «Пульт – пистолет», № 8, 1970 год.

Первый отчёт о соревнованиях:
Г. Резниченко, Ю. Бехтерев,
«Мчатся по трассе модели», № 11, 1970 год.

Первая публикация «Положение о Всесоюзных соревнованиях»,
описание блока питания трассы, № 12, 1970 год.

Первая большая трасса:
60 м, четыре дорожки, абразивное покрытие (песок + клей), руководитель – Ломтев Евгений Юрьевич (г. Воркута, 1972 год).

Первые большие Всесоюзные соревнования
на трассе с гладким покрытием (пока без липкого слоя):
25 м, четыре дорожки, руководитель – Имант Еркинс
(Латвия, г. Валмиера, 1984 год).

Первые официальные Всесоюзные соревнования:
Кубок СССР среди юношей (март 1985 г., г. Валмиера).

Первые Всесоюзные соревнования на гладкой трассе с липким слоем.

Первые Всесоюзные соревнования на 8-дорожечной трассе:
37м, липкий слой, руководитель – Ломтев Е.Ю. (г. Воркута, март 1986 год).

Первые большие соревнования взрослых
Сериал «Кубок Балтики»
(Латвия, Эстония, Литва, 1983 год).

Первый выезд спортсменов из России на Международные соревнования:
участники – А. Баталов, М. Перлов, Г. Богданов (Финляндия, г. Куопио, февраль 1990 года).

Первые взрослые гонки в рамках Первенства России среди юношей: руководитель – Сарьяров Карим Закирович (г. Уфа, КЮТ «Умелец», март 1994 года).

Первый Чемпионат России среди взрослых
(г. Уфа, март 1998 года).

Первый выезд на Чемпионат Мира:
участники – Н. Должанский, К. Сарьяров, А. Ярошевич, А. Ахметдинов, Д. Карамов, А. Юнусов, И. Шибаев, М. Перлов
(Латвия, г. Рига, декабрь 1998 года).

Первые Мастера Спорта
трассовики Н. Должанский, Д. Карамов (1998 год).

Первая медаль Чемпионата Европы (золотая):
Н. Должанский (г. Валмиера, 2005 год, Production 24).

Первая медаль Чемпионата Мира:
III место, Н. Должанский (Мальта, 2005 год, Production 24).

Первый Чемпион Мира:
Н. Должанский (Украина, г. Киев, 2013 год, Production 24);
призёры – В. Василевский, Н. Никитин (Production 24).

Первое появление спортсмена из России на обложке международного издания по трассовому автомоделизму.

50-летие нашего вида спорта в России – событие значимое. Нам кажется, что его обязательно надо отразить, вспомнить имена и лица наших звёзд, педагогов, судей, тренеров…

Предложенный материал – это лишь напоминание о значимых событиях нашей истории. Фотоальбом, который появился в этом году в группе VK – это очень здорово, но он, к сожалению, не очень понятен для молодых ребят. У большинства картинок нет географической и временной привязки.

Нам кажется, что необходимо подготовить несколько тематических материалов, например:

  • портретная галерея, как напоминание о тех, кто сделал очень много для развития SRC;
  • галерея самых больших трасс за всю историю развития SRC в России и СССР;
  • галерея курьезов: «верблюд» в Воркуте, «перекресток» в Перми, «сужение» и т.п.;
  • все трассы Всесоюзных и Всероссийских соревнований.

Могут быть и другие темы.

Коллеги, особенно старого поколения, подключайтесь! Мы уйдем, а наша история должна ОСТАТЬСЯ!

Андрей Игоревич Нестеренко
Андрей Юрьевич Баталов
02.01.2018

Источник
Скачать: PDF, DOC