
Автомоделизм – это серьезно
В конце августа в столице Латвии — Риге состоится чемпионат мира и Европы по автомодельному спорту. Впервые в соревнованиях такого ранга примет участие команда Орловского областного центра технического творчества детей и юношества. Международная организация ISRA сочла орловских спортсменов достойными представлять Россию на состязаниях самого высшего ранга, прислав специальное приглашение.

Команда мечты
Для человека непосвященного автомодельный спорт сродни альпинизму. Ну да, есть чудаки, ползающие по горам, счастливые от одного созерцания вершины, а есть фанаты, любящие миниатюрные автомобильчики, мчащиеся по специальной трассе, и готовые ради этого паять, клеить, вырезать и совершенствовать модели до бесконечности.
Видели вы когда-нибудь по телевизору соревнования «Формула-1»? Если видели хотя бы мельком, то сразу представите этот жуткий рев двигателей, немыслимые скорости, крутые опасные виражи. Для занятий автомоделизмом изготовляются точные копии машин, участвующих в настоящих гонках, в масштабе 1:32 или 1:24.
Впрочем, нет ничего хуже, чем пересказ дилетантом фактов, требующих профессионального объяснения. Поэтому предоставим слово Андрею Ярошевичу, тренеру и руководителю кружка автомоделистов:
“Автомодельный кружок раньше работал во Дворце пионеров им. Гагарина. Там я впервые увлекся автомоделизмом и после службы в армии вернулся к этим занятиям, но уже в качестве тренера”.
Это очень интересный, увлекательный вид спорта, объединяющий спортивный азарт и скрупулезность при изготовлении модели.
Кстати, что представляет собой модель? Это миниатюрный электромобиль, состоящий из гибкого шасси, пластикового корпуса и электродвигателя весом 20 г, развивающего мощность 200 Вт. Модель удерживается на трассе направляющим узлом — в паз на трассе вставляются специальные выступы, и как только начинает подаваться энергия, автомобиль приходит в движение.
Да, модели поначалу мы выполняли сами. Это очень тонкое дело. Требуется немало терпения, усидчивости, собранности, потому что лишний миллиграмм припоя может свести к нулю всю предыдущую работу. Колеса, к примеру, раньше вырезали из вьетнамских сланцев, а наряду с этим в электродвигателе используются сверхматериалы и редкоземельные магниты. Сейчас мы идем в ногу со временем и используем узлы и детали лучших автомодельных фирм.
Когда модель готова к старту, спортсмену нужно проявить качества, характерные для гонщика: собранность, быстроту реакции.
Что привлекает ребят в этом виде спорта? Первое — стремительность. Модель развивает скорость до 100 км/ч, уследить за ней на трассе во время движения трудно. Но спортсмен, держащий в руках пульт, руководствуется неким шестым чувством — чутьем, управляя крошечной моделью, как гонщик на автотрассе — автомобилем. Суть же соревнований — в прохождении максимально возможной дистанции за определенный промежуток времени. И здесь главное — чтобы модель точно вписывалась в повороты, не вылетела с трассы на скорости, но и не ползла, как муха, уступая соперникам. Все, как на настоящих гонках, например, на «Формуле-1». И когда автомодель все же слетает с трассы — на лице спортсмена тоже отчаяние и слезы на глазах.
Омоложение спорта к автомодепизму имеет самое непосредственное отношение. Именно в 13-14 лет юноша наиболее азартен, готов рисковать, но в то же время накопил определенный опыт, заставляющий держаться в рамках возможного. Поэтому идеальной была бы команда, возраст спортсменов в которой колебался от 13 до 16 лет. «Дрим тим», команда мечты, — близкий к идеалу состав у нас существует с 1993 года, входит в шестерку лучших в России, насчитывает около 10 кандидатов в мастера спорта. В том же году в команде появился и первый чемпион России.

Предстоящая поездка на чемпионат мира едва не сорвалась по причине безденежья. Директор Центра технического творчества Валерий Александрович Плахов рассказал, что только благодаря областной администрации, управлению народного образования при участии А. В. Копыловой были выделены деньги и сейчас команда тренируется в предвкушении поездки на чемпионат. Поедут трое ребят — Александр Старосельский, Сергей Андрияшенков, Роман Седых и их тренер Андрей Ярошевич.
Поездка в Ригу — это еще и трудности с получением визы, так что помимо финансовых вопросов директор Центра и тренер занимаются организационными.
Что нам даст участие в чемпионате мира и Европы, тем более если оно будет успешным? Это шаг вперед в развитии автомоделизма, который во всем мире считается элитарным видом спорта. Это возможность обзавестись связями во многих странах мира и через Интернет обмениваться информацией (вот только выхода в Интернет у Центра пока нет). В конечном итоге привлечение ребят к занятиям автомоделизмом — это приобщение к миру науки и техники, тренировка характера, что так необходимо в наше время.
Н. ДЕНИСОВА.
Газета “Поколение”.