Новый класс F1-1/24

“…Хорошо забытое старое”.

После естественной смерти класса GM(грузовики) который просуществовал в Петербурге до 2007 года, мы столкнулись с проблемой однообразия моделей и отсутствием выбора для ребёнка. Новичок строит сначала модель класса “ТА-Стандарт”(“Чайник”) – текстолитовое самодельное шасси с ширпотреб-мотором и кузовом легковых или спортивных машин, затем “ТА-Абсолют” (то же шасси и кузов, мотор “Parma”), по мере приобретения опыта и спортивных амбиций начинает работать в классах int-32 и G12, которые имеют более совершенные шасси и моторы, но их кузова отличаются от “Чайников” только размерами и изображают те же легковые и спортивные машины.

Для “спортсменов” – тех ребят, которые нацелены с самого начала именно на гонки, это особого значения не имеет, но таких –  меньшинство. Для основной массы учащихся первого и даже второго года обучения основными мотивами занятий являются игра и желание собрать модель любимой или самой интересной машины своими руками.

Я могу предложить своим ученикам почти два десятка разнообразных кузовов для моделей “Чайников” – от Бьюика хонза 40-х или Жука, до современных спортивных Рено-Меган или Лотус-Элис, но и этого мало. Очень частый вопрос и на записи новичков, и на занятиях-“А мы будем делать Формулу-1?”

Существующий класс F1-1/32 помочь не может из-за сложности и дороговизны, он доступен только спортивной элите, выезжающей на Всероссийские соревнования. Под кузовом формулы 32-го масштаба не удаётся разместить самодельное шасси и доступный мотор.

Все эти соображения заставили меня вспомнить о классе F1-1/24, который был популярен в 80-е годы, но перестал существовать лет 15 назад.

Естественно, в новых условиях и технические требования к моделям должны быть новыми.

Приняв решение о создании нового класса, я начал с того, что сформулировал цели, задачи и условия его существования:

  1. Модель предназначена для введения в программу 1го-2го года обучения.
  2. Модель должна быть доступной для изготовления собственными руками новичков 0-12 летнего возраста и обеспечивать получения учащимся возможно большего количества “рукодельных” навыков в процессе производства.
  3. Модель должна получаться надёжной и работоспособной даже при невысокой точности работы, доступной новичкам.
  4. Модель должна иметь реалистичные формы и пропорции, быть узнаваемой и привлекательной для ребёнка.
  5. Модель должна оснащаться доступными, не очень дорогими моторами.

Опираясь на эти пожелания, я в начале 2008 года написал проект технических требований к моделям, разработал и собрал опытный образец модели и показал коллегам и ученикам.

Предложение было встречено с большим энтузиазмом: все высказались за ввод нового класса в городские соревнования, сразу несколько человек начали собирать модели, не ожидая доработки технических требований и назначения соревнований. Первые соревнования прошли в декабре 2008 года. В них участвовали 10 человек, ещё несколько спортсменов не успели достроить свои болиды.

Гонки очень понравились всем участникам и зрителям: модели оказались близкими по своим возможностям (у всех стоят “Пармы” разных модификаций – от дешёвых “16D” без переделок до дорогих и заряженных по правилам “int32”), очень “летучими” – малейший контакт или ошибка пилотирования отправляет модель в зрелищный и дальний полёт, надёжными – до финиша доехали все, почти без поломок и больших ремонтов, быстрыми – уступают “Интеру” (int32) меньше секунды на 35-метровом круге.

Дальше привожу технические требования к моделям класса F1-1/24, разработку, по которой собраны все существующие модели, и комментарии к ним.


Технические требования к моделям класса ТА – F1.

К участию в соревнованиях в классе ТА – F1 допускаются модели – копии гоночных автомобилей Формулы-1 с открытыми колёсами, выполненные в масштабе 1:24.
Шасси произвольной формы, выполненное вручную из стеклотекстолита. Состоит из двух основных деталей: «уши» в виде единой детали и средняя часть с задним мостом.
Передняя кромка рамы находится под передней осью (установка отбойника под передним антикрылом не допускается).
Усложнение конструкции шасси («лапша») не допускается.
Передняя ось – неразрезная, свободно вращающаяся.

Размеры модели: (В скобках для моделей машин выпуска до 1985 года)
Ширина – не более 83 мм
База – от 114 до 120 мм
Ширина шасси и кузова – не более 60 мм
Ширина передних колёс – от 12 до 14 мм (от 10 до 12мм)
Ширина задних колёс – от 16 до 18 мм
Диаметр дисков всех колёс – не более 15 мм

Высота от низа рамы до верха оси:
Передней – не менее 12,5мм (не меньше 11 мм)
Задней – не менее 13,0 мм

Шины всех колёс – только чёрные.

Двигатель:

  1. Широкого потребления, с любыми доработками, без замены корпуса, магнитов, железа якоря.
    Высота мотора – не более 17 мм. (при продольном размещении мотора – диаметр корпуса до 24 мм)
  2. Parma 16 D, S 16D, допускается замена пружин, щёток, коллектора, перемотка ротора, установка шариковых подшипников.

Шестерни:
Модель комплектуется шестернями модуля 0,5
Допускается использование цилиндрических или угловых (корончатых) шестерён.
Применение стальных шестерён на задней оси не допускается.


Технические требования и конструкция модели опираются на успешный опыт “Кубка Чайника”.

Ограничение модуля шестерёнок решает две задачи – повышение надёжности детских моделей и (заниженное отношение редуктора и большие колёса лишают всякого преимущества дорогие, раскрученные версии Пармы).

Разрешение существенных переделок моторов может, на мой взгляд, решить несколько задач: позволит “Реанимировать” убитые роторы “Парма”, которые нельзя использовать в других классах, дать новые знания и умения тем ребятам, которые захотят это делать, сэкономить за счёт вторичного использования неисправной техники. В тоже время, ограничения по шестерням, на мой взгляд, не дадут переделанным моторам решающего преимущества в скорости.

Для удешевления класса нет смысла запрещать использование дорогой резины – опыт показывает, что лучше всего модели едут на чёрной “PSE” по слабой или “выкатанной”, скользкой намазке.

Есть желание “сдуть пыль” со старых болванок, оставшихся от прежнего класса ТА-1-1/24. Для этого надо будет внести изменения в тех. требования: “Для моделей с кузовами машины F1 выпуска до 1985 года высота передней оси – не менее 10,5мм, ширина передних колёс – от 10 до 12мм”. Скорее всего, придётся использовать угловые (корончатые) шестерни, которые “Парма” предлагает для отракционных моделей.

Из-за открытых колёс оси испытывают значительно большие перегрузки, чем в других классах. Для надёжной работы на модели приходится ставить калёные оси на оба моста, на задний мост – большего диаметра (3мм или 1/8 дюйма).

Для создания “бюджетного” варианта модели можно изменить тех. требования, “взять за основу компоненты активатора – центрального замка автомобилей. В этом изделии используется хороший мотор, попадаются не только круглые, но и плоские модификации (габаритах “Пармы”). Из активатора можно взять и шестерни, и ось диаметром около 3мм.


Можно обобщить первые впечатление от нового класса: он привлекателен для детей, полезен в учебном процессе (способен принять на себя большую учебно-познавательную нагрузку), но мало подходит для спортивной подготовки пилотов – модель управляется совсем не так, как другие.

Надеюсь, что эта публикация будет полезной, а возрождённая модель Формулы 1 в масштабе 1/24 найдёт место в учебном плане коллективов трассового авто моделизма и соревнованиях местного уровня.

Андрей Игоревич Нестеренко,
Руководитель Лаборатории Трассового
Автомоделизма «Вираж» СПбГДТЮ
Санкт-Петербург, Январь 2009 года.

Прим. ред: Фото в хорошем качестве утеряны. Если получится найти – просим прислать в редакцию.
В 2011 году были изменены названия классов:
G-12 => Production 24
Int-32 => Production 32

Источник: baseold.anichkov.ru
Оригинал документа: Скачать DOC-файл