История трассовых 1985-2019

Кубки СССР (юноши)

1985г. Валмиера (Латвия)
1986г. Воркута (Коми АССР)
1987г. Копейск (Челябинская обл.)
1988г. Уфа ДЮТ
1989г. Мазцалаца (Латвия)
1990г. Уфа Умелец
1991г. Ленинград

Кубки России (юноши)

1987г. Копейск (Челябинская обл.)
1988г. Уфа ДЮТ
1989г. Воркута (Коми АССР)
1990г. Уфа Умелец
1991г. Уфа Умелец
1992г. Уфа Умелец
1993г. Уфа Умелец
1994г. Уфа Умелец
1995г. Уфа Умелец
1996г. Уфа Умелец
1997г. Уфа Умелец
1998г. Уфа Умелец

Чемпионаты и Первенства России
1-ый Чемпионат России среди взрослых

1998г. Уфа Умелец
1999г. Уфа Умелец
2000г. Уфа Умелец
2001СПб (Шибаев И.А.)
2002г. Уфа Умелец
2003Кузнецк
2004СПб (Нестеренко А.И.)
2005Анапа (Новороссийск)
2006г. Уфа Умелец
2007г. Уфа Умелец (отказ Самары)
2008г. Уфа (Советский р-н)
2009Новороссийск (только ПР, Кузнецк отказ ЧР)
2010г. Уфа Умелец
2011г. Уфа Умелец
2012Орск
2013Орск
2014Челябинск
2015Кузнецк
2016г. Уфа Умелец
2017Орск
2018Кузнецк
2019г. Уфа Умелец

Кубки России (взрослые и юноши)

1999г. Уфа Умелец
2000Не было, Уфа трассу порезали
2001г. Уфа Умелец, проба новой трассы
2002Кузнецк
2003г. Уфа Умелец
2004Кузнецк
2005Геленджик
2006Кузнецк
2007Геленджик
2008Волгоград
2009Киров
2010Краснодар
2011Киров
2012Орск (отказ Нижнего Новгорода)
2013Челябинск
2014Северодвинск
2015Киров
2016Кузнецк
2017г. Уфа Умелец
2018Кузнецк

Если кто увидит ошибки, просьба поправить.

Ждем новых интересных предложений, интересных трасс.


Кубок СССР – 1985 года г.Валмиера (Латвия).
Эти соревнования мы провели после включения нас в состав Федерации автомодельного спорта СССР (Советского Союза) в феврале 1985 года в г.Киеве. Интересы трассовиков на конференции проталкивали – Еркинс Имант (г. Валмиера), Арвидс Егерс (Латвия), Якимов Игорь Владимирович и Сарьяров Карим Закирович (оба – г.Уфа).

К сожалению, о тех годах – с момента появления трассового автомоделизма и начала развития его в Советском Союзе я практически ничего не знаю, сам пришел в трассовый автомоделизм в 1980 году. Насколько я слышал, это Прибалтика (кажется была статья в «Моделисте- конструкторе», если у кого сохранилась эта статья – пусть выложат).
Прим.ред.: возможно, идет речь о статье Мчатся по трассе модели, 1970

Ранд Артур Алексеевич (Таллин) в советское время тоже написал книгу о трассовом моделизме (к сожалению у меня не сохранился его подарок или я хорошо его спрятал).

Имант Еркинс прислал мне свою книгу «История автомодельного спорта Латвии. Кордовые и трассовые автомодели». Там он пишет, что первая автомодельная трасса появилась в Англии в 1948 году. Также трассовый автомоделизм стал популярным во Франции.

Мастер спорта СССР по автомодельному спорту Гунарс Дзенитис увидел трассу в 1965 году в Чехословакии.

В 1968 на рижской станции юных техников построили трассу. Кордовая модель обходилась в 250 советских рублей, а на трассовую модель уходило 5 рублей. Их опыт быстро распространился по всей территории СССР: Армения, Азербайджан, Туркмения, Украина, Казахстан, Россия, Прибалтика.

Соревнования проводились по всей территории Советского Союза.

  • Ленинград (рук. Нестеренко А. И., Шибаев И.А.)
  • Одесса (Тульчинский Леонид Абрамович)
  • Валмиера (Дисюк Николай Павлович)
  • Рига (Янис Раге-Рагис)
  • Кустанай (Ефанов Павел Анатольевич)
  • Семиозерное (Белов Александр Владимирович)
  • Уфа (Вальтер Вячеслав, Якимов Игорь Владимирович, Шибаев Сергей Павлович, Сарьяров Карим Закирович, Алексеев Сергей Робертович, Андреев Олег Леонидович)
  • Кемерово (Пчелка Алексей Павлович)
  • Кирово-Чепецк (Клековкин Евгений Владимирович)
  • Киров (Сыкчин Геннадий Алексеевич, Левинсон Андрей Александрович)
  • Новокузнецк (Михайлов Александр Алексеевич
  • Якутия (Березовский Евгений)
  • Ангарск (Животовский Михаил)
  • Норильск (Притыкин Вадим Данилович)
  • Елизово – Камчатка (Зюзьков Юрий Матвеевич, Ковалев Валерий Яковлевич, Баранюк Виталий Альбертович)
  • Тольятти (Жолудев Виктор Кириллович)
  • Караганда (Цан Виктор Федорович, Штраус Альберт Гарьевич)
  • Свердловск (Шевелев Григорий Семенович)
  • Ереван (Степанян Эдик)
  • Сызрань (Швырин Слександр Сергеевич)
  • Баку (Сазоненко Станислав)
  • Новоуральск (Трамтаев Андрей Рифгатович)
  • и др. городах.

С песчаного покрытия (на нашу первую трассу «восьмерку» мы наклеили просто крупную наждачку) трасс перешли на гладкую.

Впервые мы попали на гладкую трассу в Валмиере на Кубке Балтики и «влипли». Трасса была гладкая, скользкая, без намазки. Сначала модель не могла разогнаться, проскальзывала. Потом не могли остановить, влетала в борт.

Целый год мы варили и подбирали разную резину, вплоть до полеуретана. Приехали на следующий год с кучей липкой резины, а они намазали трассу. Опять было весело. Мы просто залипали, моторы горели.

Мазали трассы эпоксидной смолой, потом лыжной мазью «Висти», потом перешли на буржуйские намазки. Янис даже перешел в другой клуб в Риге. Тренер не хотел переходить с песка на скользкую трассу. Переругались из-за этого и разошлись.

Обмен опытом, технологиями. Писали Правила. Кузова клеили из бумаги (папьемаше), вырезали и выдалбливали из куска липы. Потом перешли на вакуумное формование. Моторы, контроллеры – все приходилось делать самим.

Хочется отдельно отметить, что кордовики и радисты тепло приняли нас в свою семью. Наши рукописные Правила упорядочили совместно, согласно всем требованиям, и включили в общие «Правила по автомодельному спорту».

От Мин. образ. много сделали Попов Владимир Николаевич (сам кордовик), Комарова Маргарита Константиновна и многие другие.

От ЦАСМК (Центральный автосудомодельный клуб) начиная от начальника Слезкина и конечно Огаркова Рафаэла Михайловича – он вел все наши бумаги, редактировал, подписывал. Судейская коллегия не только помогала редактировать Правила, но научила многих из нас тонкостям судейской работы. Лазаренко Виктор Павлович, Парфенов Александр Иванович (оба Таганрог), Кастрыкин Анатолий (Астрахань), Имант Еркинс с женой (Валмиера). Они обслуживали судейство всех первых Всесоюзных соревнований. Все судьи Всесоюзной категории.

Потом Всесоюзные соревнования среди школьников много лет проходили в Казахстане в г. Шевченко (ныне кажется г. Актау), потом на много лет эту ношу взвалила на себя г. Воркута – Дворец Пионеров и Школьников, а именно большой энтузиаст этого дела Ломтев Евгений Юрьевич со своей командой (директор ДПиШ Американов).

Тут огромная просьба дополнить этот список к тренерам и спортсменам, кому довелось выступать в те годы. Отдельная огромная просьба к Ефанову Павлу Анатольевичу (г.Костанай) – он участвовал в соревнованиях не только в Воркуте, но кажется и в г.Шевченко.

Писалось и дописывалось многократно и многолетно. За ляпы и ошибки прошу простить. Старался написать, что знаю и удалось узнать от других. Можно и нужно добавлять, редактировать.

Просьба к тренерам и спортсменам написать о тренерах, спортсменах, трассах, соревнованиях в своих регионах.

С уважением, Сарьяров Карим.

Оригинальный документ DOC