Про трассовый моделизм просто и доступно. Что это такое и зачем оно нужно.
Устинов А. А.
Трассовый моделизм – это разновидность автомодельного спорта. Трассовая модель автомобиля – модель с внешним питанием, движется по специальной трассе, направление модели задаёт паз в трассе, а питание модель получает от токонесущих шин, как троллейбус. Спортсмен управляет только скоростью модели при помощи специального пульта, где можно настроить отзывчивость модели на “газ”, максимальную скорость, силу торможения. Смысл соревнований заключается в прохождении наибольшей дистанции (круги) за фиксированное время заезда.
При кажущейся простоте и даже примитивности, в сравнении, например, с привычными уже радиоуправляемыми моделями, в трассовом моделизме есть множество сложностей, нюансов, делающих этот спорт захватывающим и увлекательным. По трассовому моделизму проводятся дважды в год всероссийские соревнования, собирающие более сотни участников, а также почти каждую неделю в том или ином городе проходят местные региональные гонки. Обычно соревнования проходят в трёх возрастных категориях: до 14 лет, до 18 лет, без возрастных ограничений. Как и в некоторых других видах спорта, не требующих большой физической силы, спортсмены младших возрастных категорий имеют право участвовать в старших возрастных зачётах, участвуют, и небезуспешно!
Появление в Москве
До недавнего времени в Москве не было вообще ни одного кружка трассового моделизма. Ближайшие к нам клубы – это Нижний Новгород, Киров, Брянск, Орёл, а в Санкт-Петербурге, например, аж 6 клубов с очень сильными составами участников, там занимается более сотни детей и есть очень сильная взрослая команда.
Я узнал про трассовый моделизм в 90-х, когда сам занимался в автомодельном кружке. В те времена погибал кордовый моделизм, который у нас был основной вид, и который я толком и не застал в силу возраста, и мой тогдашний руководитель кружка принял решение заняться трассовыми. Давно это было, и нет уже ни того клуба, ни той трассы… Так что годом появления трассового спорта в Москве (нельзя же считать спортом и моделизмом многочисленные аттракционные трассы, которые стоят во многих развлекательных центрах) можно считать 2012.
В ноябре 2011, после долгого перерыва, я решил возродить данный вид в своём городе, районе и съездил с сыном на Кубок России в Киров. Мы увидели, что трассовый моделизм представляет на самом деле. Да, то, что мы делали в 90-е, иначе как игрушками, не назовёшь… Из Кирова я привёз старую трассу одного из тамошних клубов. Трасса – это центральное сооружение кружка, без неё быть ничего не может. Трасса стоит в помещении, и оно для хорошей трассы российского уровня нужно немаленькое – со школьный класс. Такая трасса стоит немалых денег. Я же привёз трассу попроще (и подешевле), клубного уровня и почтенного возраста. Но после её доукомплектации, ремонта на ней можно стало тренироваться и даже проводить соревнования местного уровня.
Тогда почему же “год начала” 2012, а не 2011? Дело в том, что я наивно ошибался, что меня с готовым проектом кружка с радостью возьмёт любое учреждение дополнительного образования. Но это оказалось далеко не так –полгода я искал место, где меня хотя бы согласились взять (про финансирование и прочее я даже не говорил). Я обошёл почти все школы района и все учреждения дополнительного образования – и муниципальные, и нет.
Только в апреле 2012 года удалось начать установку трассы и оборудование кружка в Городском центре “Дети улиц” на ул. Б. Набережная, 251. По иронии судьбы, именно в этих стенах существовал с 1958 по 2002 КЮТ “Красный Октябрь”, в котором, собственно, я и вырос и состоялся как моделист.
В конце лета 2012 трасса была отремонтирована и запущена, а ранее мы съездили ещё и в Нижний Новгород на соревнования – приобретать опыт.
Чем же так примечателен и интересен данный вид автомодельного спорта?
Прежде всего, до сих пор, в отличие от радио-, который стал уже давно от слова “купи”, трассовый по-прежнему в значительной мере образован от слова “сам”, даже в продакшен-классах с заводскими шасси.
Во-вторых, “входной билет” в данный вид спорта на порядок дешевле, чем в радиоуправляемые. Модель класса “чайник” (это название стало нарицательным, такие модели с теми или иными вариациями новички делают сами по всей России), точнее, набор деталей для неё, стоит порядка 1000 рублей, а пульт на первых порах можно использовать клубный. За эти деньги получается отнюдь не игрушка и не детская поделка, а достаточно быстрая модель, на которой можно участвовать в настоящих соревнованиях. Модели продакшен-классов стоят 2-4 тысячи рублей, а чемпионская техника (это не первый и даже не второй год занятий) начинается всего с 6-8 тысяч рублей, сравните это с радио! Хороший пульт, который подойдёт к любой модели, будет удобен и начинающему, и опытному спортсмену, стоит 4 тысячи.
В-третьих, занятия трассовым моделизмом способствуют развитию у детей множества навыков и умений. Подготовка моделей связана с работой с большим числом мелких деталей – вот вам и мелкая моторика, и организация порядка на рабочем месте. Трассовый моделизм весь состоит из мелочей и внимания к деталям. Поленился ровно обрезать кузов – и вот он уже скребёт по трассе или наматывается на задние колёса – всё, о высоком результате можно забыть. Получаем развитие внимательности, терпения, старательности и усидчивости.
Первая модель делается из стеклотекстолита, детали из которого выпиливаются лобзиком, а затем подгоняются напильником – соответственно, получаем навыки работы с данными инструментами. За этим последует пайка (много), клёпка, много аппликационных техник при работе с кузовом (не зря сидели в школе на уроках технологии!) и другие работы, в том числе работы с двигателем – у трассовиков мотор – это не отдельная неделимая часть, а совокупность деталей – ротор, статор, крышка, и каждая из деталей подбирается и дорабатывается! Конечно, не забываем про измерительный инструмент, про миллиметры и “десятки” – без них никуда
В-четвёртых, соревнования. Как так получается, что на одинаковых моделях кто-то – первый, а кто-то – двадцатый? Соревнования требуют высочайшего уровня концентрации внимания (соответственно, получаем тренировку и развитие данной “опции”) – ибо посмотрел, кто же это вошёл в помещение – и всё, модель в отбойнике, а твои соперники уехали вперёд. Один заезд длится от 2 до 5 минут (в зависимости от местных правил), но соревнования состоят не из одного заезда, а из серии (как минимум), в которой число заездов равно числу дорожек на трассе, т. е. 2 минуты – переставляем модель на следующую дорожку – ещё две минуты и так далее. Попробуйте проехать серию хотя бы на 6 дорожках с хорошим результатом, когда соперники дышат в спину! Потребуется не только работоспособность, но и изрядное хладнокровие, трассовые соревнования – это не только борьба техники, но и противостояние нервов, характеров. А ещё нужна слаженная работа команды: как и в настоящих гонках, пилот сам не обслуживает свою машину на пит-стопе, так и здесь переставляет модель на другую дорожку в паузе, проводит её текущее обслуживание и ремонт при необходимости механик – вот и получите навык работы в команде.
В-пятых, процедура проведения соревнований, требования к моделям строго регламентированы, и реагировать согласно правилам во время гонки надо молниеносно, то есть правила надо знать назубок! Получаем дополнительное обучение чтению и пониманию прочитанного, с чем у многих современных школьников большие проблемы!
Ну и в-шестых, поездки на соревнования – это поездки в другие города. Мы вот уже были не раз в Кирове, побывали в Брянске совсем недавно, были в Нижнем Новгороде и собираемся туда ещё, и этими городами география наших поездок не ограничится, а кто не любит путешествовать? Ведь после гонок всегда можно выкроить время (если останутся силы) на прогулку по городу, а если не успел – то всегда можно приехать ещё раз, на следующие соревнования.
Александр Александрович Устинов,
Педагог дополнительного образования
Москва, 2013
Источник