Прим. ред.: Данная статья написана Украинскими коллегами для моделей класса “Ретро”. В России данный класс не используется. Однако, в России существует похожий класс “Чайник-24”, в котором применяются аналогичные технологии построения модели.
Полная статья по постройке модели класса Ретро
Создание модели автомобиля – сложный процесс. Для изготовления трассовой модели высокого класса нужно приложить максимум знаний и навыков конструирования, работы на металлорежущих станках, умение пользоваться разными инструментами, необходимо знать составы и свойства материалов (причем самых современных), методов их обработки.
Начнем с самого главного – подбора заготовки для изготовления рамы трассовой модели. Материал, из которого она производится для моделей классов «Ретро» и «Грузовик» называется – стеклотекстолит. Этот материал состоит из слоев сетки из стекловолокна, пропитанной эпоксидным клеем. Стеклотекстолит может иметь мелкую и большую структуру сетки. Для изготовления заготовки рамы модели лучше покупать стеклотекстолит с мелкой структурой. Поверхность материала должна быть равномерной, гладкой без механических повреждений и с односторонней металлизацией. Металлизация нужна для последующего припаивания деталей на вырезанную раму модели (упрощение работы по изготовлению).
Перед началом работы нужно разобрать чертеж по основным составным частям: где у готового изделия основная база, а где вспомогательная. База – это плоскость или точка, от которой начинается отсчет в построении чертежа. В смежных деталях базы должны совпадать, тогда детали выполненные в разное время подойдут друг к другу по размерам и узел в конечном варианте будет собран. В нашем конкретном случае построения чертежа рамы есть две базы. Передняя база А и задняя – Б, к которым затем будут подсоединены кронштейн токосъемника и задний мост, на котором крепится ось с колесами, шестерней и двигателем. Размеры посадочного места кронштейна и моста одинаковы, как и у рамы модели.
При построении чертежа рамы также необходимо обратить внимание на то, что левая и правая стороны почти зеркальные. Разметку посадочных баз нужно вести симметрично относительно осевой линии, тогда модель будет стартовать без заноса в сторону.
Теперь, когда мы разобрали чертеж, начнем с заготовки для рамы. Как ее подготовить для дальнейшего размечания? Сначала зачищаем одну из сторон на наждачной бумаге – делаем ровную поверхность. От нее откладываем, по краям, две метки на расстоянии 82 мм и производим линию. Очищаем материал до этой линии. У нас получились две параллельные стороны, теперь к одной стороне проводим перпендикуляр, а затем от него откладываем по краям, две метки на расстоянии 115 мм, проводим линию. Зачищаем материал до вертикальных линий. И вот мы получили прямоугольную заготовку размерами 82 х 115 мм.
Теперь мы начнем размечать непосредственно саму раму модели (обращаю внимание детей, что чертежи рамы нужно выполнять на металлизированной стороне):
1. Проводим осевую линию вдоль большей стороны;
2. Условно принимаем с одной стороны перпендикулярно осевой линии базу А с другой Б для разметки передней и задней части рамы;
3. Размечаем сначала переднюю часть от базы А:
- центры отверстий 2 мм, расположенные на 5 мм от края и по 8 мм от осевой линии;
- углубление под передние колеса – 8, 16 мм и 5 мм от боковой линии;
- линию параллельную базе А на расстоянии 10 мм для разметки середины.
4. Размечаем заднюю часть модели от базы Б:
- углубление под правое колесо 20 х 16 мм;
- ширину площадки под мост 34 мм и центры отверстий крепления моста 4 х 4 мм;
- углубление под левое колесо 16 мм и скосом 5 х 6 мм;
5. Переходим к разметке середины рамы:
- проводим линию параллельную базе Б на суммарном расстоянии 16+10=26 мм;
- отмечаем по 18 мм от краев рамы точки 1;
- отмечаем, точки 2, два раза в лево и право по 6 мм на линии параллельной базе А от осевой линии;
- соединяем полученные точки 2 и 1 наклонными линиями;
- чертим линии параллельно полученным на расстоянии 6 мм внутри и снаружи;
- закругляем острые углы на наружной поверхности и внутри рамы;
- чтобы не терли балансиры рамы и кузов необходимо начертить на 2 мм занижения в местах С и Д (размеры 18, 24 мм).
Выдержка из украинских «Правил соревнований по трассовым автомоделям»
2.2. Общие требования к моделям
2.2.1. Для изготовления моделей разрешается использовать кузова, имеющие лицензию КТА ФАМСУ на год проведения соревнований.
2.2.2. Кузов должен перекрывать все шасси, включая токосъемник (кроме класса „Ретро”).
2.2.3. Отделка кузова не ограничивается.
2.2.4. Кузов должен иметь прозрачные окна кабины. Должны просматриваться колеса, когда смотреть на модель сбоку.
2.2.5. Кузов должен содержать трехмерного водителя, с шлемом, плечами, руками и рулем (кроме “Ретро”, “Грузовик”, G-7, G-33, G-12, G-15). Ни одна часть шасси не должна просматриваться при осмотре через окно сверху. Потеря водителя во время гонки рассматривается как нарушение и модель должна немедленно ремонтироваться.
2.2.6. Передние колеса должны иметь минимальный диаметр 12,7 мм и минимальную ширину 0,8 мм (кроме F-1, G-7, G-33, G-15 и Евроспорт стандарт). Они должны вращаться относительно своей оси под углом 90° к поверхности трассы и иметь черный резиновый (пластмассовый) периметр. Потеря переднего колеса (колес) в течение заезда не является нарушением, однако модель должна быть отремонтирована до начала стартов следующего этапа гонки (кроме F-1).
2.2.7. Задние колеса должны иметь минимальный диаметр 15 мм (кроме F-1) и максимальную ширину: для М 1:24 – 20,5 мм; для М 1:32 – 16,0 мм.
2.2.8. Токосъемник – один, с максимальной длиной направляющего 25,0 мм и высотой его от опорной поверхности 8,0 мм.
2.2.9. В моделях используются только микроэлектродвигатели постоянного тока с постоянными магнитами.
2.8. Классы “Ретро” и “Грузовик” М 1:24
2.8.1. Габариты: максимальная ширина 83 мм; минимальная высота 36 мм от холста трека.
2.8.2. Двигатель стандартной конфигурации согласно каталогу Parma/PSE: #501 Parma 16-D, #461 Parma Super 16-D, #502 Parma Super 16-D.
2.8.3. Разрешается произвольная конфигурация двигателя с применением деталей разрешенных двигателей.
2.8.4. Ограничения в отношении шунтов, пружин и щеток нет.
2.8.5. Разрешается ставить дополнительные винты и гайки для крепления задней крышки двигателя и крепления двигателя на раме, а также подгибать щеткодержатель.
2.8.6. Допускается использование грязеотбойника, выполняющего только эту функцию.
2.8.7. Используется только стандартный ротор Parma #462, #502A. Разрешается замена коллектора и перемотка проволоки (без изменения диаметра проволоки и количества витков), укорочение длины вала ротора. Остальные доработки ротора запрещены. Победители, занявшие первое, второе и третье места, на этапе Всеукраинских соревнований должны обменять свои ротора на новые с доплатой (4 евро по курсу НБУ) по требованию участников, занявших места, начиная с шестнадцатого и выше, но не более одного ротора на каждого желающего.
2.8.8. Разрешается использование шариковых подшипников открытого типа с наружным диаметром 6 мм (только в двигателе)
2.8.9. Рама должна иметь стандартную конфигурацию (см. рис.3) и изготавливается из стеклотекстолита толщиной 1,5 – 2,0 мм без изменения толщины материала на поверхности рамы (кронштейн крепления токосъемника разрешается изготовлять из любого материала, но без изменения конфигурации). Балансирование рамы – только свинцовыми пластинами, приклеенными к раме. Пластины не должны просматриваться через контур рамы при взгляде снизу.
2.8.10. Использование шариковых подшипников на раме запрещено.
2.8.11. Отклонение от размеров рамы ±0,5 мм.
2.8.12. Резина колес может быть ограничена положением о соревновании.
2.8.13. Кузов в классе „Ретро” только из каталога „Parma/PSE” #Ford 970.
2.8.14. Шестерни только стандартные: Z1 = 8/31, m = 0,5; Z2=10/38, m=0,4.
Источник: slotcar.kiev.ua
Оригинальный документ DOC