Расположение двигателя

Inline

В автомоделизме inline — это тип трассовой или другой моторизованной модели автомобиля, в котором вал двигателя проходит продольно по шасси, перпендикулярно ведомой оси (обычно задней). Мощность передается через пиньон на корончатую шестерню на оси или через конические шестерни. Слово inline также относится к продольно установленному двигателю или к расположению двигателя такой модели автомобиля.

Из основных расположений двигателя для трассовых моделей inline является наиболее распространенным типом. В автомодельном спорте России (трассовые модели) такое расположение двигателя применяется только в классе Formula 1 – 1/32.

Двигатель inline приводил в движение модели автомобилей с самых первых дней увлечения трассовыми моделями, когда в середине 1950-х годов отдельные мастера устанавливали небольшие двигатели железнодорожных моделей в переделанные статические модели или кузова ручной сборки для гонок на первых клубных трассах. В 1957 году компания Scalextric, одна из двух первых производителей современных моделей и трасс, использовала двигатели inline для приведения в движение своих новаторских моделей автомобилей.

Sidewinder

Sidewinder — это тип трассовой или другой моторизованной модели автомобиля, в котором вал двигателя параллелен ведомой оси (обычно задней), а мощность передается через прямозубые шестерни или, иногда, через ремень, трение или даже через прямой привод. Это слово также относится к поперечно установленному или к расположению двигателя такой модели автомобиля.

Похожий тип трассовой модели, в которой вал двигателя установлен под углом к ​​ведомой оси, — это anglewinder. В целом, sidewinder и anglewinder являются менее распространенными конструкциями, чем inline, в котором вал двигателя перпендикулярен ведомой оси и приводит ее в движение с помощью конических шестерен или пиньона и корончатой шестерни. Исторически они также менее распространены, чем pancake, в котором вал двигателя расположен вертикально, а мощность передается на ось цепью шестерен к пиньону и корончатой шестерне. Поскольку им требуется больше места между ведущими колесами, конструкции sidewinder и anglewinder чаще встречаются в масштабе 1:32 и особенно 1:24, чем в меньших масштабах. Sidewinder применяется на большинстве классов трассовых моделей автомодельного спорта России.

Конфигурации sidewinder и в некоторой степени anglewinder превосходно подходят для гоночных трассовых моделей. Это связано с тем, что при ускорении обратный крутящий момент двигателя переносит вес на переднюю часть модели, а значит, и на направляющий флажок, который удерживает ее на трассе. Это позволяет пилоту применять ускорения в поворотах. Существует также еще одно преимущество, поскольку на трассовых моделях используется динамическое торможение, обратный крутящий момент двигателя переносит вес на задние колеса, которые неизменно являются главными колесами сцепления на трассовой модели. И наоборот, эффект обратного крутящего момента в конфигурациях inline переносит вес из стороны в сторону и дестабилизирует модель.

Модели Lionel 1914 с двигателем direct-drive sidewinder

Использование привода sidewinder восходит к первым коммерчески доступным трассовым моделям. Некоторые из оригинальных моделей Lionel 1911–1914 годов использовали тип привода sidewinder. Компания Victory Industries использовала конфигурацию sidewinder в своей линейке VIP 1957 года с моделями в масштабе 1:32. Этот бренд дебютировал в то же время, что и знаменитая линейка Scalextric, и разделяет с Scalextric честь быть первой современной slot-car системой.

Anglewinder

Anglewinder — это тип трассовой или другой моторизованной модели автомобиля, в котором вал двигателя проходит под углом к ​​ведомой оси (обычно задней) и приводит ее в движение через коническую или другую угловую зубчатую передачу. Это развитие sidewinder или поперечной установки двигателя, в котором вал двигателя параллелен ведомой оси, а мощность передается через прямозубые шестерни или ремень. Расположение anglewinder позволяет использовать немного более длинный двигатель, чем при конфигурации sidewinder. Оно также перемещает вес двигателя модели вперед, что, по мнению некоторых гонщиков, улучшает управляемость.

В целом, sidewinder и anglewinder являются менее распространенными конструкциями, чем конфигурация inline, в которой вал перпендикулярен ведомой оси и приводит ее в движение с помощью конических шестерен или пиньона и корончатой шестерни, и, по крайней мере, исторически менее распространены, чем конструкция pancake, в которой вал расположен вертикально, а мощность передается на ось цепью шестерен к пиньону и корончатой шестерне.

Pancake

Двигатель pancake, используемый в трассовых моделях, представляет собой тип электродвигателя с плоским коллектором и вертикальным валом. Он был характерной чертой очень успешных трассовых моделей Aurora в масштабе HO (1:87) 1960-х и 1970-х годов. Двигатель не был отдельным блоком; вместо этого его отдельные элементы — магниты, якорь, коллектор и щетки — помещались в углубления в блочном шасси. Мощность передавалась цепью прямозубых шестерен вдоль верхней части шасси к пиньону, который приводил в движение корончатую шестерню на оси. Как и большинство двигателей трассовых моделей, двигатели pancake компании Aurora работали на постоянном токе низкого напряжения.

Термин “pancake” («блин») также свободно используется для обозначения модели автомобиля или шасси, которые имеют такой двигатель.

Двигатель pancake (справа) показан с торца, с валом, направленным к читателю. Последняя прямозубая шестерня имеет небольшой пиньон на нижней стороне, который входит в зацепление с корончатой шестерней на оси колес.

История Pancake

Шасси Aurora “Thunderjet 500” HO со встроенным двигателем pancake, 1963-1971 гг.

В 1963 году Aurora представила ныне легендарный двигатель Thunderjet 500, инновационную разработку британско-американского инженера Дерека Брэнда. Thunderjet был задуман как высокопроизводительная, высоконадежная замена успешному, но капризному вибромотору Aurora. Его двухдюймовое (50 мм) унифицированное шасси, содержащее широкий плоский якорь двигателя, разительно отличалось от обычных inline двигателей его конкурентов в масштабе HO. Его прозвали pancake (блинным) двигателем из-за формы якоря.

Thunderjet мог превзойти современные inline двигатели в первую очередь потому, что вертикальная компоновка вала позволяла монтировать громоздкие магниты двигателя спереди и сзади, что оставляло всю ширину шасси для якоря и обмоток. Inline двигатели требуют бокового монтажа магнитов, что ограничивает размер как якоря, так и магнитов. Дополнительный крутящий момент увеличенного якоря двигателя pancake более чем компенсировал потери на трение в его сложной силовой передаче.

Еще одна привлекательность Thunderjet и его удивительного двигателя pancake заключается в том, что его можно легко разобрать, просто сняв латунный зажим пластины зубчатой ​​передачи и сняв пластину. Гонщики могли обслуживать двигатель или модифицировать его с помощью многочисленных заводских деталей для ремонта и тюнинга. Это дало толчок сторонним производителям, создающим детали для тюнинга и специальные инструменты. Гонщики могли изменять передаточное отношение автомобиля, меняя пиньон и корончатую шестерню (на задней оси). Посеребренные электрические детали, такие как якоря, щетки и токоприемные контакты, были усовершенствованием для повышения мощности двигателя. Алюминиевые, латунные или пластиковые колеса были более точными, и модель автомобиля ехала более плавно, а также позволяли устанавливать более широкие мягкие резиновые или силиконовые гоночные шины.

Двигатель pancake и их шасси Thunderjet и A/FX часто возрождались множеством других компаний. Совсем недавно, в 2020 году, шасси A/FX Magnatraction с дополнительным прижимным магнитом и детализированными кузовами были изготовлены под названием Auto World компанией Round 2 LLC. Лояльные группы энтузиастов, избыток неиспользованных старых моделей серийных автомобилей, шасси, оригинальных запчастей, а также запчастей сторонних производителей, которые все еще производятся сегодня, группы в социальных сетях и сайты онлайн-аукционов позволяют этим моделям и моторам Pancake непрерывно использоваться с середины 1960-х годов по настоящее время. Некоторые из них создают свои собственные схемы трасс, в том числе городские уличные трассы или загородные автодромы с пейзажами, а некоторые комбинируются с макетом электропоезда. Другие соревнуются на немногих оставшихся коммерческих трассах масштаба HO.

Aurora Thunderjet (или T-jet, как его неофициально называют), вероятно, была самой продаваемой трассовой моделью в истории. Faller (Германия) производила его для продажи в Европе, и конкурирующие компании не могли сравниться со скоростью и надежностью pancake ​​конструкции Дерека Брэнда. Thunderjets и их улучшенные версии AFX (первоначально A/FX) продавались десятками миллионов, полностью доминируя на рынке моделей в масштабе HO более десятилетия. К началу 1970-х годов inline двигатели Tyco стали достаточно сложными, чтобы бросить вызов pancake автомобилям Aurora на рынке моделей HO. В 1975 году Aurora представила высокопроизводительную inline модель G-Plus. К 1983 году Aurora прекратила работу, положив конец эпохе pancake двигателей.

Возможно, потому что в более крупных кузовах моделей пространство для двигателя никогда не было в дефиците, pancake двигатель редко встречался в моделях автомобилей в масштабах 1:32 или 1:24. Однако, Aurora использовала эту конструкцию в своей недолговечной линейке трассовых моделей в масштабе 1:48. С 2002 года pancake двигатель устанавливается в основном на копии шасси Aurora HO 1960-х и 1970-х годов, продаваемых Johnny Lightning, а затем Auto World.


Источник: Wikipedia (Eng) — Inline, Sidewinder, Anglewinder, Pancake
Перевод: Андрей Колегов