На рисунке 1 приведена принципиальная схема блока питания мощностью 720 вт, который может обеспечить электроэнергией одновременно четыре дорожки трассы. Первичная обмотка силового трансформатора имеет два отвода. Благодаря им блок питания включают в сеть с переменным напряжением 110-220 в. Силовой трансформатор выполнен на сердечнике из пластин УШ-40; толщина набора пакета пластин – 150 мм. Первичная сетевая обмотка состоит из трех отсеков: первый содержит 86 витков провода ПЭЛ-0,63, второй – 17 витков ПЭД-0,63, третий – 73 витка ПЭД-0,44. Вторичные, понижающие обмотки (4-7) содержат по 16 витков каждая. Намотка произведена проводом ПЭЛ-2,16; обмотка 8 содержит 5 витков провода ПЭЛ-31. Изоляцию их обеспечивает лакоткань. Намотка ведется на сборном каркасе, состоящем из шести деталей, которые можно изготовить из гетинакса толщиной 2-2,5 мм (рис. 2).
В указанных местах в деталях каркаса делаются 14 отверстий диаметром 3 мм, куда и устанавливаются клеммы для выводов обмоток трансформатора.
Выпрямители блока питания собраны на германиевых диодах типа Д305 по двухполупериодной мостовой схеме и на выходе выпрямителя дают напряжение 16 в, 10 а. Ввиду того что во время работы диоды нагреваются до 50-60°, их устанавливают на теплоотводах площадью не менее 15 см². Теплоотводы можно сделать самим или взять от использованных генераторных ламп типов Ш-76 и ГИ-12Б. В цепь каждого выхода включены последовательно предохранители ПР-1-4 на 10а.
Шасси блока питания имеет размер 260Х280 мм. Его можно изготовить из текстолита, винипласта и бакелитовой фанеры толщиной 8-10 мм. Снизу шасси крепятся четыре резиновые ножки диаметром 20 мм и высотой 15 мм. На шасси укрепляются с помощью уголков трансформатор и теплоотводы выпрямителей, а также колодка переключателя напряжения. Для переключения напряжения можно применить шестиштырьковую колодку (цоколь от радиолампы) и соответствующую контактную панельку.
Крышку блока питания сделайте из листового алюминия толщиной 2-2,5 мм или из оргстекла толщиной 3-4 мм. Для лучшего охлаждения в крышке пробиваются щелевидные отверстия – жалюзи. На крышке монтируются четыре тумблера, которые дают возможность отдельно включать каждую дорожку трассы, тумблер общего включения, а также держатели предохранителей. Сверху на крышке устанавливается колпачок из оргстекла красного цвета, под которым помещена контрольная лампа Л₁.
В. СТЕЦЮК,
инженер
Источник: В. Стецюк. Источник питания. “Моделист-Конструктор” 12, 1970, 11 с.
Скан и оцифровка: MasterRU
Источник: jmk-project.narod.ru
Журнал: Моделист-Конструктор 1970-12.pdf