Г. РЕЗНИЧЕНКО,
председатель оргкомитета вторых
Всесоюзных соревнований по трассовым
автомоделям, наш спец. корр.
г. Рига
Четырехдорожная трасса:
1 — борт, 2 — метровые отметки, 3 — паз, 4 — пульт управления, 5 — кнопка управления, 6 — старт.
120 участников, входивших в состав двадцати одной команды из десяти союзных республик, оспаривали в дни весенних каникул переходящий приз журнала «Моделист-конструктор» и Центральной станции юных техников Латвии — организаторов Всесоюзных соревнований по трассовым автомоделям.
Это были вторые крупные соревнования трассовиков в нашей стране. Первые, состоявшиеся летом прошлого года, носили пробный характер. На них приехали все желающие. На вторые — из 65 заявленных оргкомитет смог пригласить только 25 команд. Почему же не были приглашены остальные? Дело в том, что соревнования проводились общественностью, которой не удалось «раздобыть» мест в гостинице для всех желающих. Ни одна из организаций, призванных пропагандировать технические виды спорта и прививать любовь к технике, не проявила, к сожалению, ни малейшего интереса к ним. Это, конечно, ни в коей мере не относится к работникам Центральной станции юных техников Латвии, которые приложили максимум усилий и сделали все возможное, чтобы соревнования прошли на Высоком уровне.
За короткое время трассовый автомоделизм завоевал сердца многих тысяч школьников. В стране уже построено двадцать пять автомодельных трасс и столько же строится. Повышенный интерес к трассовым автомоделям объясняется тем, что для их изготовления не требуется дорогостоящего оборудования и дефицитных материалов, а технология изготовления моделей доступна широкому кругу школьников. Вот почему тысячи ребят, связавших свою судьбу с этим техническим видом спорта, иначе мыслят и иначе понимают суть трассового автомоделизма, чем те несколько товарищей, которые стоят во главе Федерации автомодельного спорта СССР и упорно не желают его признавать. Будем надеяться, что они скоро поймут это. Ведь к концу пятилетки ежегодный выпуск автомобилей в стране превысит миллион, а управлять этими машинами должны сегодняшние школьники. Трассовый автомоделизм как раз и явится тем началом, которое позволит ребятам познакомиться
с основами автомобильного дела.
Вторые Всесоюзные соревнования проходили на новой четырехдорожной трассе с напряжением от 12 до 16 в. Они начались стартами автомоделей класса А. Напомню, что класс А — это гоночные автомодели с открытыми колесами. Побеждал тот из участников, кто за три минуты проходил наибольшее количество кругов тридцатиметровой трассы. Сначала по первой, затем по второй, третьей и четвертой дорожкам. Результаты этих заездов шли в зачет команде. Победитель в личном первенстве определялся в полуфинальных и финальных заездах из числа восьми участников, показавших лучший результат в предварительных (командных) гонках.
Первыми вышли на трассу В. Мясоедов из Новороссийска, С. Бицонас из Каражал, А. Ковтун из Тбилиси и А. Ищик из Николаева. Вихрем сорвались маленькие автомобили с места и помчались по трассе. Пять, десять, пятнадцать метров и… свалка на одном из поворотов. Нервы и желание во что бы то ни стало победить оказались не лучшими помощниками. Но модели мгновенно поставлены на дорожки, и гонки продолжаются. Спокойнее и увереннее ведут свои машины гонщики. В первой четверке лучшую скорость показала автомодель А. Ищика. Один за другим определились четыре финалиста.
И вот они вышли на старт основной борьбы за личное первенство. Соперничество разгорелось между И. Рамансом — представителем первой команды Латвии — и Ю. Стирниньшем — первой команды Риги. В полуфинальном старте И. Раманс, преодолев 77 извилистых с подъемами и спусками кругов трассы за 12 мин., занял первое место. Ю. Стирниньш — второе, пройдя за такое же время 70,9 круга. В финале они поменялись местами, пройдя соответственно 72,2 И 63,6 круга. Третье место в личном зачете занял Ю. Арутюнов.
Живой интерес вызвали у всех зрителей и спортсменов старты моделей класса Б. Это были модели спортивных, легковых и исторических автомобилей, выпущенных заводами за последние 30 лет.
Острая спортивная борьба в классе Б разгорелась в основном между представителями команд «Рига-1» и «Латвия-1», «Рига-2» и «Латвия-2». Это можно понять. Юные техники Латвии уже четвертый год культивируют у себя трассовый автомоделизм. В полуфинал вышли также автомоделисты Азербайджана, Николаева, Перми, Литвы. Представитель команды Литвы Г. Йотенко занял третье призовое место, а представитель команды города Николаева Ю. Грищенко — четвертое. Очень ровно и уверенно выступал М. Грейзиньш из команды «Рига-1». Он и занял первое место. На второе вышел А. Путниньш — представитель команды «Рига-2».
Когда начался старт автомоделей класса Ц (машины свободной, собственной конструкции), спортсменам четырех команд Латвии не было равных. Самые лучшие результаты показал B. Берзиньш. За 3 мин. в финале его модель прошла 75,1 круга с масштабной скоростью 250 км/час. Командное место определялось по сумме кругов заезда всех четырех участников, по каждой из четырех дорожек.
Из двадцати одной команды двенадцать выступили впервые. Результаты команд Новосибирска, Новороссийска, Азербайджана, Грузии и Армении для первого раза очень хорошие. Серьезную конкуренцию латышам составили литовцы и спортсмены из города Николаева, вторично участвовавшие в подобных соревнованиях. Команда «Латвия-1», занявшая первое место, награждена переходящим призом журнала и Центральной станции юных техников Латвии. Многие команды, а также победители в личном зачете отмечены дипломами нашего журнала, грамотами
ЦСЮТ и ценными подарками.
Трассовый автомоделизм в прямом и переносном смысле принял уверенный старт.
Большой интерес представители команд проявили к технической конференции, которая была проведена после соревнований. Почти единодушно было принято предложение о введении оценки за копийность в классе Б, о проведении в будущем году соревнований на максимальное количество кругов и на максимальную скорость.
Когда эта статья уже была сдана в набор, в редакцию пришел пакет из Праги. В письме, адресованном журналу, говорилось: «Уважаемые товарищи! Для вашей информации посылаем новое издание Правил по конструированию и проведению coревнований по трассовым автомоделям. Со спортивным приветом Иржи Байтлер. Секретарь ЧС МСС».
Сейчас эти правила переведены на русский язык. Они будут переработаны с учетом развития трассового автомоделизма у нас в стране и предъявляемых к ним требований с целью доступности широким кругам школьников. После чего мы опубликуем их в одном из ближайших номеров вместе с Правилами о проведении III Всесоюзных соревнований по трассовым автомоделям среди школьников.
ТАБЛИЦА КОМАНДНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
II ВСЕСОЮЗНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК
И ГОРОДОВ СССР
ПО ТРАССОВЫМ АВТОМОДЕЛЯМ
Фоторепортаж со вторых Всесоюзных соревнований по трассовым автомоделям публикуется на 3-й странице обложки.
РЕДАКЦИЯ НАШЕГО ЖУРНАЛА сердечно благодарит В. Пургалиса — директора Центральной станции юных техников Латвии, Г. Зейката — заместителя директора, Г. Дзенытыса и М. Гринберга — создателей первых трасс в стране, В. Калмэ — главного судью соревнований, и А. Лэя — главного секретаря, — больших поборников трассового автомоделизма, судей М. Гибзе, 3. Красовскиса, А. Бергманиса, С. Сазоненко, А. Тихонова, С. Федотова, А. Григорьева, К. Василенко — за активное участие в подготовке и проведении вторых Всесоюзных соревнований, а также за теплый, радушный прием, оказанный спортсменам.
Фоторепортаж
Л. Максимов
В ДНИ ВЕСЕННИХ ШКОЛЬНЫХ КАНИКУЛ В РИГЕ ПРОХОДИЛИ ІІ ВСЕСОЮЗНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ ПО ТРАССОВЫМ АВТОМОДЕЛЯМ. О НИХ РАССКАЗЫВАЕТСЯ B СТАТЬЕ Г. РЕЗНИЧЕНКО «НА КРУТЫХ ПОВОРОТАХ», стр. 46.
1. На старте автомодели класса А.
2. Главный судья соревнований В. Калмэ.
3. Самый юный участник соревнований В. Полукаров из школы № 44 г. Баку (справа).
4. Победителям соревнований вручены дипломы журнала «Моделист-конструктор».
5. Победители гонок в классе A (справа налево): Ю. Стирниньш — I место (Рига-І), Ю. Арутюнов — III место (Армения), и И. Раманс — II место (Латвия-І).
6. На перекрестке никаких помех.
7. Авария… без жертв.
8. Судейская коллегия внимательно следит за ходом состязаний. Ее рабочее место оборудовано автоматическим счетчиком кругов.
Источник: “Моделист-Конструктор” № 7, 1971, 46-47 с, обложка 3-я стр.
Оцифровка: Андрей Колегов
Журнал: Моделист-Конструктор 1971-07.pdf