Много ли важных узлов и деталей в трассовой автомодели? Да практически все — так ответит любой, даже самый юный спортсмен. Но наверняка он же особо выделит из всех других токосъемник. Ведь именно от этой маленькой детали больше всего зависят надежность и устойчивость движения микроавтомобиля на самых сложных участках трассы, а стало быть, и высокий результат.
При всей кажущейся простоте формы требования к точности токосъемника весьма высоки. Руки мальчишек, еще не привыкшие к инструменту, далеко не всегда могут идеально выполнить тонкую деталь. Чтобы облегчить эту работу, в школьном кружке автотрассового моделизма города Ровно используют «поточное производство» токосъемников. В деревянном бруске сечением 20X30 мм фрезеруется продольный паз. Его профиль соответствует форме сечения токосъемника, длина бруска определяется максимальной подачей станка. После размечают и сверлят отверстия под шины токосъемника, которые выполняются из оплетки экранированного провода. Зачистив паз наждачной бумагой и равномерно смазав его графитным составом, подготавливают шины, пропитывая их таким же составом, и устанавливают в заготовленных отверстиях. Точно посредине канала закрепляются штифты. Они служат одновременно и осью поворота токосъемника, и его арматурой. Штифты изготавливаются из стальной проволоки Ø 1— 1,5 мм и изгибаются по форме, показанной на рисунках. Для облегчения установки этих деталей в канале бруске нижняя их часть затачивается в виде острия. Паз заливается эпоксидной смолой, от вытекания ее предохраняют пластилиновые «заглушки» торцов бруска.
Токосъемник трассовой автомодели:
1 — шина, 2 — корпус, 3 — штифт, 4 — шарнир, 5 — шайба, 6 — вилка, 7 — токонесущие провода.
Фрезерование паза в деревянной форме.
Цифрами показана очередность выполнения операций.
Разрезание заготовки с формой на отдельные элементы.
Разметка отверстий в деревянной форме, установка штифтов и токосъемных шин.
После полного отверждения смолы отливка вместе с формой разрезается ножовкой или лобзиком на одинаковые части, с токосъемника и шин аккуратно скалывается древесина. Осталось чуть довести пластиковую деталь надфилем и подпаять провода, идущие к электродвигателю.
В. ПРОКОПОВИЧ,
В. БУБАЛО,
г. Ровно
Источник: “Моделист-Конструктор” №7, 1984, 30 с.
Оцифровка: modelist-konstruktor.com
Журнал: Моделист-Конструктор 1984-07.pdf