Начало в Большие перемены в трассовом моделизме
Рамы моделей: каленые стальные, вырезаются на электроэрозионных станках из листа толщиной 1,0 — 1,25 мм. В классе ТБ-1 преобладает схема «периметр», реже встречается «трипод». В ТА-1 и ТА-2 лучшие результаты достигнуты на рамах с люфтовой подвеской боковых грузов. В ТБ-2 оптимальное решение еще не найдено, но большинство повторяет схемы ТА-2 в уменьшенном виде.
Двигатели: якоря с тремя пазами диаметром 11,0 — 12,6 мм, при толщине набора 10 — 13 мм. Магниты из самарий-кобальта выполнены в виде секторов высотой 8 — 10 мм, длиной 11 — 15 мм и толщиной 2,0 — 2,5 мм. Коллекторы диаметром 5,0 — 5,3 мм; щетки графитовые металлизированные с выводом-проводником, площадь контакта щетки 7 — 9 мм2. Обмотки состоят из 18 — 25 витков провода марки ПЭТВ или ПЭТВ-2 0,33 — 0,43 мм. Масса двигателя в сборе от 20 до 25 грамм. Питание — только от аккумулятора.
Шестерни: наиболее распространен модуль 0,4. Ведущие шестерни, как правило, сделаны на заказ и имеют 8 — 11 зубьев. Ведомые в ТА-1 и ТА-2 пластиковые от электробритв, 46 зубьев, а в классах ТБ-1 и ТБ-2 35 — 39 зубьев (шестерни различного происхождения). На некоторых моделях применены шестерни с модулем 0,2 от авиационных электромеханических приборов.
Колеса: точеные из дюралюминия, электрона или капролона, либо литые из полиамида. Крепятся на оси двумя-тремя винтами. Шины вырезаны из пляжных тапочек вьетнамского производства.
Кузова: из термопластичных пленок ПВХ, ПХВ (твердого) или АБС толщиной 0,2 — 0,4 мм. Изготовлены методом вакуумного формования.
Масса моделей в классах ТА-1 и ТА-2 100 — 110 г, в ТБ-1 60 — 75 г и в ТБ-2 90 — 110 грамм.
Пульты управления выполнены в виде «пистолета» и имеют реостат либо дискретный набор на 5 — 10 скоростей с вынесенным сопротивлением 1,5 — 2 Ома. Не редкость и регулируемые тормоза.
Каковы перспективы развития моделей и роста скоростей? Не претендуя на абсолютную точность, можно сказать следующее. В классах ТА-1 и ТА-2 конструкция моделей уже установилась, дальнейший рост мощности очень усложняет управление, поэтому скорость если увеличивается, то незначительно, причем за счет совершенствования пультов, улучшения характеристик трасс и подбора липкого слоя, повышения мастерства вождения.
В классе ТБ-2 еще не исчерпаны резервы повышения устойчивости моделей, а значит, рост быстроходности можно ожидать большим. Наверное, здесь скорости будут выше, чем в ТА-1, но меньше, чем в ТА-2.
В классе ТБ-1 ситуация сложнее — для существенного повышения результатов необходимо появление двигателей меньшей массы при значительно большей мощности и надежности. Поэтому скачок быстроходности возможен только при использовании импортных моторов. На существующей технике реален рост скорости на 3 — 4 км/ч.
Оправдаются ли прогнозы? Подождем до следующего Кубка, который предполагается провести в Ленинграде в марте 1991 года.
А. НЕСТЕРЕНКО,
председатель секции трассового моделизма
Федерации автомодельного спорта СССР.
Источник: “Моделист-Конструктор” № 11, 1990, 25 с.
Оцифровка: slotcar-dz.com
Журнал: Моделист-Конструктор 1990-11.pdf