А. ДЕСЯТЕРИК,
г. Днепропетровск
Для моделей локомотивов и трассовых автомобилей нужны микроэлектродвигатели постоянного тока напряжением 12 В. Их можно изготовить из имеющихся, рассчитанных на 4,5 В.
Как переделать двигатель ΜΕ-1Π в пластмассовом корпусе с плоским магнитом (изготовитель — таллинский завод «Норма»), рассказано ниже.
Прежде всего острием ножа осторожно отделите от корпуса пластмассовую крышку, а затем аккуратно, стараясь не повредить щетки, извлеките из корпуса якорь.
Затем отпаяйте от коллектора конец любой обмотки якоря и размотайте ее, запомнив число витков (в двигателе МЕ-1П оно равно 90).
Теперь путем несложного расчета определите количество витков одной секции двенадцативольтовой обмотки. Для этого прежнее число витков в секции разделите на напряжение питания непеределанного электродвигателя и умножьте на 12 В. У МЕ-1П оно составит:
(90 вит. × 12 В) / 4,5 B = 240 вит.
Отпаяв и полностью удалив заводскую обмотку, на каждую секцию якоря равномерно намотайте по 240 витков провода ПЭЛ или ПЭВ диаметром не более 0,1 мм.
Концы обмоток секций припаяйте к соответствующим пластинам коллектора (как была припаяна заводская обмотка).
Якорь микроэлектродвигателя нужно отбалансировать. Для этого его установите на двух вертикально закрепленных лезвиях от безопасной бритвы. Паяльником с тонким жалом снимите или добавьте припой в местах подсоединения выводов обмотки к коллектору.
Затем якорь вставьте в корпус и приклейте крышку. Теперь двигатель подключите на напряжение 12 В и установите на модель.
Источник: “Моделист-Конструктор” № 7, 1979, 32 с.
Оцифровка: Андрей Колегов
Журнал: Моделист-Конструктор 1979-07.pdf