Санкт-Петербург 2004

Студенческая газета Gaudeamus, 14 января 2004 г.

Чтобы понять — надо гонять!

История

В конце 50­х годов прошлого века в США появился новый забавный аттракцион — люди гоняли по специально оборудованной «трассе» модель машины. Однажды один из участников забавы предложил провести соревнование на скорость. Так родился технический вид спорта — трассовый автомоделизм. Он быстро распространился в Америке и Европе, и сегодня даже многие именитые гонщики Формулы 1 непрочь иногда погонять в slot racing cars.

В нашу страну этот вид спорта пришел из Чехии в конце 60­х годов XX века. С 1998 года у нас существует национальное первенство по трассовому автомобилизму, его победитель автоматически получает звание мастера спорта России. Этой весной наш город, принимавший чемпионат 2001 года, вновь станет местом сбора корифеев мини­трасс. Участвовать в соревнованиях будут и две юношеские сборные Питера, шесть из восьмь которых составляют студенты.

Начинка

Размер трассового болида не превышает размеров обычной видеокассеты. Для соревнований между такими моделями необходима специальная трасса с поворотами различной сложности и виражами под определенным углом.

Аттракционная или тестовая трасса может иметь длину 10–15 метров, а длина настоящей, гоночной может достигать 50 метров. Трасса разделена на дорожки с проложенными медными жилами, передающими ток на двигатель модели, и пазом между ними, при помощи которого мчится модель. Скорость модели регулируется пультом управления, представляющим ни что иное как реостат.

Принцип управления несложен. Рео­стат, напоминающий ручку пистолета, имеет всего одну кнопку: нажимая ее, ты командуешь — «газ», отпуская — начинаешь процесс остановки машины. Скорость болида немаленькая: за доли секунды машинка способна разогнаться до 60 км/ч. Модель поворачивает сама, но регулировать скорость на поворотах и прямых — это целое искусство. Вылетел с трассы или ушел в занос — потерял время и отстал от других претендентов на победу. А победителем считается тот, чья модель проехала больше кругов за определенное время по каждой дорожке.

Сделай сам

Решив участвовать в соревнованиях по трассовому автомобилизму, ты, конечно, можешь купить готовый болид. Но настоящие профессионалы умеют не только гонять модель на бешеной скорости, но и могут любовно собрать ее из отдельно купленных компонентов. Кузов из специальной пленки ПВХ или Lexan, шасси, электродвигатель, пульт управления — все обойдется примерно в $40.

Вообще, процесс создания «карликового» болида начинается с проектирования и изготовления кузова из картона, а затем из пленки. После этого ребята знакомятся с шасси, колесами и создают «боевую раскраску», имитируя цвета «взрослых» гоночных автомобилей. От того, какой движок поставите, как отрегулируете управление, будет зависеть победа вашей модели. Здесь все как в больших гонках! Даже качество резины на колесах играет большую роль. Важно быть и хорошим пилотом, и хорошим механиком.

Таким образом, автомоделизм развивает технические способности ребят. «Здесь спорт выступает как мотивация к техническому познанию. Для того, чтобы выиграть, надо научиться паять, клеить, конструировать, — считает Владимир Васильевич Кашинский, директор ЦТТ «Охта»!

А в чем фишка?

«Что бы понять, надо гонять», — говорит Николай Должанский, студент ГТУ Растительных Полимеров, по­настоящему увлеченный автомоделист. — «Напряжение во время гонки колоссальное, а после соревнований трясутся руки». Николай знает, о чем говорит. Он представлял Россию на международных соревнованиях по трассовому автомоделизму, на которых достиг наилучших результатов среди российских пилотов и уже несколько лет входит в сотню лучших пилотов мира. Николай — неоднократный чемпион России, мастер спорта, преподаватель ЦТТ «Охта».

Алексей — учащийся студии — рассказывает, что «ощущения, испытываемые на трассе при управлении моделью, можно сравнить разве что с пилотированием настоящего болида Формулы-1. Только риск разбиться самому здесь исключен». Некоторые «гонщики» после долгого увлечения трассовым моделизмом не могут управлять обычным автомобилем: скучно, да и небезопасно, а другие начинают воплощать «детское» увлечение в настоящих автомобильных гонках, да и на дороге хорошая реакция идёт на пользу в управлении автомобилем.

Где погонять?

Если вам еще нет 18 лет — вас ждут во Дворце творчества юных (Аничков дворец, Невский, 39), где городские соревнования и тренировки проходят по субботам. Если вам от 18 до бесконечности — можно прийти в ЦТТ «Охта» (Панфилова, 23) по четвергам и получить всю необходимую информацию. А также в КЦТТ Московского р­-на на (пр. Ленсовета, 35), ЦВР Цент­рального р-­на (Ярославская ул., 15), Правобережный ДТЮ Невского района (ул. Новоселов, 59) в лабораториях трассового автомоделизма. Там есть все условия для технического творчества. Здесь научат делать кузов, собирать и настраивать двигатель, управлять моделью. Тренировки со своей моделью на трассе бесплатные.

Информацию о гонках и другую информацию можно найти на сайте www.bolid­src.narod.ru

Женя ВОЛКОВ


Источник: gaudeamus.spb.ru
Скан газеты: Альбом истории клуба “Вираж”