Гродно (Беларусь) 2016

Не машинки, а серьезный спорт. Как в Гродно развивают трассовое моделирование.

Такой спорт может быть доступен каждому. Суть его – модели гоночных автомобилей собирают в различных масштабах, а потом запускают с помощью программирования и электричества по специальной трассе.

Любители таких гоночных авто можно встретить и в Гродно – в областном Дворце творчества детей и молодежи. Здесь это хобби можно разделить на детское творчество и взрослый спорт.

Дети учатся работать с различными материалами, паять, сверлить, пилить.

“Это технический вид спорта, который зародился в США в 1950-60 годы прошлого века как хобби. Скоро он стал популярным во всем мире. В СССР трассовое моделирование первым появилось в Прибалтике, оттуда распространился по всему союзу. Во времена СССР именно прибалты были лидерами в этом виде спорта,” – рассказывает “Твоему Стилю” Виталий Маркушевский, чемпион Беларуси по Трассовому моделированию.

Модели гоночных автомобилей в масштабе 1/32 и 1/24 дети могут собрать в течение нескольких месяцев, взрослые собирают модели за несколько дней. После всех этапов сборки свои модели участники запускают по специальной трассе, имеющей от 4 до 8 дорожек. Каждая дорожка подключена к блоку питания, в среднем это 12 вольт. Модель управляется специальным пультом.

На соревнованиях каждый участник проезжает по каждой из дорожек, а побеждает тот, кто проедет больше всего кругов за гонку. В самых быстрых классах скорости могут доходить до 100 км/ч.

Виталий не только профессионал в этом спорте, но и учитель для многих гродненских мальчишек.

“У нас дети делают начальные модели для общего развития. Если ребенок остается в нашем клубе и ему это интересно, и к тому же он неплохо ездит, то идет речь о покупке более-менее серьезной модели, с которой он сможет участвовать в соревнованиях. Если раньше надо было все делать своими руками, то сейчас для трассового моделирования работает целая индустрия. Все на серьезном уровне. Например, детали из различных полимеров, различные типы резины на колеса, моторы – специально для этого спорта. Все стало как в настоящих автогонках.”

Рекламы клуба в городе нет. Дети приходят по “сарафанному радио”. Несколько раз в год гродненцы ездят на гонки в Минск и Солигорск. Там тоже есть свои кружки.

“Республиканский уровень – это одно, международный – совсем другое. Очень высокий уровень спортсменов в Прибалтике, Россия и Украина тоже не отстают. В 2013 году чемпионат мира был в Киеве, а в 2014 – в Риге. Я для себя сделал простой вывод: хочешь быть сильным – надо гоняться с сильными. Для меня трассовое моделирование – это уже больше, чем просто хобби. За долгие годы, благодаря этому спорту у меня появилось много хороших друзей за границей. Любые международные соревнования – это не только собственно гонка, но и непередаваемая атмосфера общения. Там уровень спортсменов зависит напрямую от количества гонок. Более ездишь – больше опыта получаешь. К сожалению, в нашей стране гонок очень мало.”

Гродненский клуб может участвовать только в трех республиканских соревнованиях в год: чемпионат Беларуси, чемпионат Минской области и чемпионат Гродненской области. Чтобы соревноваться на международном уровне этого мало. К примеру, в Питере есть девять больших спортивных трасс, два раза в месяц обязательно проходит гонка. Но даже в Беларуси Гродно отстает от того же Солигорска, где за этим спортом пристально следят местные власти и придают ему большое внимание. На республиканские соревнования этот город возит не по пять спортсменов, а по пятнадцать.

“Каждый может по-своему понимать и объяснять, почему у нас не так. Я вижу проблему во многом. Начнем с самого простого – финансирования. Детей мы возим за свои деньги, а после поездки, через какое-то время, нам возвращают потраченные средства. Якобы все гонки есть в официальном календаре по линии ДОСААФ, к которому мы относимся. Получается парадокс: мы ездим, завоевываем призовые места, все довольны и мы молодцы, вот только денег нет.”

Несмотря на проблемы, в гродненском клубе стараются не унывать. Главное, что не возникает проблем с набором. По-прежнему в Гродно хватает детей, которым интересен трассовый моделизм.


Автор: Руслан Кулевіч (t-styl.info)
Источник перевода: autogrodno.by