При конструировании трассовой модели есть необходимость проверить работоспособность мотора или собранной модели.
Это можно сделать при помощи лабораторного блока питания. Наличие регулировки выходного напряжения дает возможность использовать блок питания для подключения точилки шин, бормашинки, дрели и т.д.
Учитывая характеристики современных моторов можно выделить основные требования к блоку питания:
- Выходное напряжение — от 0 до 15 вольт.
- Выходной ток — не менее 10А.
В сообществе трассовиков одним из популярных является импульсный блок питания фирмы BVP Electronics (Украина) с выходным напряжением 0 — 15 вольт и током 0 — 12 А, со световой индикацией напряжения/тока.
На начало мая 2014 года, стоимость указанного блока составляла 2090 грн., которая реально заставила задуматься над поиском альтернативы.
На ум пришла давно затертая обсуждениями на форумах радиолюбителей тема — переделка компьютерного блока питания. Ведь там уже есть 12 вольт, да и по току подходит (в зависимости от модели), относительная компактность и вес является только плюсом.
Занявшись поиском схемы переделки и изучая результаты, наш выбор пал на вариант переделки описанный в статье «Лабораторный блок питания из БП АТ» (http://www.drive2.ru/b/150956/). Статья написана подробно, доходчиво и логично, автор молодец! В случае, если указанный ресурс будет не доступен, можно посмотреть его через WebArchive.
Преимуществом найденного варианта переделки компьютерного блока питания является то, что в результате получится регулируемый блок питания с выходным регулируемым напряжением до 20 вольт и регулируемым выходным током до 10А, с защитой от перенапряжения.
В кратце, суть переделки заключается в следующем — убираются все элементы выходных цепей, которые заменяются на новыми рассчитанными на 20В, заменяются некоторые элементы (при необходимости) в высоковольтной части БП, собирается схема управления ШИМ генератором.
За основу был взят компьютерный БП АТХ 300W. Переделка выходных цепей была проведена быстро, хотя следует заметить, некоторое время заняла перемотка дросселя намотанного на кольце, требует некой сноровки и терпения.
Блок управления был собран на отдельной плате, переменные сопротивления (регулировка напряжения и тока) и светодиод индикации перегрузки по току подсоединены проводами, для вывода на переднюю панель БП. Благодаря методичному описанию переделки компьютерного БП, наш БП заработал сразу, что говорит о легкости повторения схемы.
Из компьютерного БП, кроме самой платы, мы взяли кулер, разъем и выключатель 220В, которые в последствии были успешно установлены в новый корпус.
Дополнительно был куплен блок индикации напряжения и тока, что придает значительное удобство использования БП.
Корпус для БП изготовлен из листовой дюрали, крепеж кронштейнов и других элементов корпуса выполнен на заклепках и болтовых соединениях.
И конечно финансовое обоснование выгоды переделки компьютерного БП. Сам БП у нас был в наличии, даже если у вас нет, то б/у стоят относительно не дорого. Для изготовления корпуса можно использовать материал, который у вас есть — пластик, листовое железо или дюраль и т.д. Так же можно использовать «родной» корпус от компьютерного БП. Для переделки были куплены все радиодетали общая стоимость в районе 45 грн. (сборка на диодах Шоттки — 25 грн.), шунт — 25 грн., монтажные провода — 5 грн., ручки на регуляторы и клемы — 7 грн., блок индикации напряжения и тока — 95 грн…
Итого, на изготовление блока питания было потрачено 177 грн.
Ниже приведены фотографии этапа изготовления корпуса и сборки БП.
Источник: slotcar-dz.com