Мелочи большого спорта

На гонках очень высокого уровня начинаешь получать удовольствие от новых, невиданных до этого вещей. Раньше, приезжая на гонки, я думал как бы вкатиться в трассу, как не выпадать каждые 10 кругов и как приблизиться к лидерам с отставанием хотя бы в 2 десятки. Сейчас же, когда эти вопросы решены, то начинаются тактические и психологические гонки. Конечно у меня пока это не происходит в каждой гонке, но в некоторых классах я уже начинаю это ощущать и получать от этого огромное удовольствие.

Начинается стратегия и тактика на гонку, настройка модели на гонку, выбор того или иного мотора и резины под выбранную тактику, анализ и задумки как, кого и на чем можно переиграть. Всегда было интересно смотреть как выигрываются гонки Формулы 1 за счет более раннего или позднего на 1 круг пит стопа или тактике с 1 или 3-мя пит стопами против стандартных 2-х. Теперь, достигнув определенного спортивного и технического уровней этот мир открывается и для slot racer-a. Подбор передаточного отношения под кривую мощности данного конкретного двигателя, стиль пилотажа и износ резины данного конкретного типа, тактика со сменой колес, когда и как это лучше сделать, на какой резине начинать, а на какой заканчивать гонку, как настроить шасси с расчетом на те условия трассы и на то время гонки, что и на какой стадии гонки тебе надо от модели – вот что привносит в гонки совершенно другой оттенок.

Важно отметить, что износ резины очень сильно зависит от покрытия трассы, намазки, мотора и стиля вождения. Если в маленькой (ES-32) на ломинате финал можно проехать начиная на 0,8, то на покрашенной трассе надо два комплекта 0,8 и 0,6. И тут уже начинаются самое интересное. Эти 2-а комплекта резины могут быть 0,8 той, которая очень быстро уходит, на 4 заезда и еще один комплект таких же шин на вторую часть гонки. Или это может быть первый комплект 0,8 но более жесткий на 6 заездов и 0,6 на оставшиеся 2 заезда.

Теперь вступает в силу такая замечательная вещь как выбор дорожек на финал. Что же это дает? А дает это то, что на каждой трассе есть дорожки, по которым ехать хуже всего и на большом клиренсе ты теряешь намного больше, чем на маленьком. На последней трассе, на которой я был, это были 7-8-я дорожки. Т.е. если ты начинаешь финал с 8-ой дорожки на минимальном клиренсе 0,8, то ты теряешь круга 3-4 (а то и 6-7) в лучшем случае (эти цифры со слов именитого чеха 🙂 ).

На мой взгляд, на этой трассе о которой я упоминал, маленькую идеально было бы начинать с 3-й дорожки. Проехать 3-5-7-8-6 на одном комплекте 0,8 специально подготовленной резины 😉 а потом закончить 4-2-1 на втором комплекте 0,65. Таким образом был бы использован весь оптимальный клиренс, на котором шасси работает лучше всего (0,7-0,45 для старого чеха). И т.к. когда я выбирал дорожку 3-я была уже занята, то я выбрал 2-ю и ехал первым комплектом: 2-1-3-5-7-8 и вторым: 6-4.

По ходу гонки надо иметь выдержку и терпение не паниковать, если кто-то в какой-то момент гонки быстрее – не известно какая у него тактика. На протяжении всей гонки надо следить за оппонентами, анализировать их скорость с привязкой к дорожке, меняют резину или нет, какие дорожки впереди у тебя и у конкурентов, а иногда даже не лишним будет и подсмотреть какое у конкурента шасси.

Из ТОП-8 в маленькой на Sweden Open 2012 не меняли резину в финале только 2 спортсмена (1-е и 5-е место), а все остальные меняли. Если честно, то я не могу понять как на той трассе можно было проехать 40 минут на одном комплекте колес начиная с 0,85. Видимо в этом и есть чешский секрет. Огромную роль я думаю там играет и мотор, и стиль пилотажа и конечно же сама резина, которую они держат в секрете.

Если ты планируешь ехать без замены резины, то ты не должен “бодаться” с конкурентами, т.к. износ резины при этом сильно увеличивается. Надо быть психологически очень стойким, чтобы уступить и не быть впереди в данный конкретный момент с расчетом на то, что у тебя в запасе 4 круга, которые оппонент потратит на замену колес.

Вся гонка превращается в некую стратегическую и психологическую игру от которой получаешь непередаваемое удовольствие. Я понятия не имею как проходят гонки в судо-моделировании, авиа-моделировании, кордовых моделях и радио-управляемых моделях (наверняка там свой цинус), но то, что есть здесь, я никогда ни на что не променяю. И одно могу сказать с уверенностью – не имея перечисленных ниже составляющих, такое удовольствие в украинском чемпионате можно будет получить только при очень редком стечении очень многих параметров (как минимум другое полотно большинства трасс ЧУ и отсутствия выбора дорожек сыграют свою роль).

А условия эти такие:

  1. трасса, построенная по мировым технологиям, и в таком же состоянии намазки – качественная, одинаково посаженная на всем расстоянии, шина; питание трассы; покрашенная правильной красной и правильным способом поверхность трека
  2. высокая конкуренция, когда выиграть данную конкретную гонку может 3-5 человек
  3. достойная техника – особенно моторы и пульты
  4. правила ISRA – с выбором дорожек, судейством и механизацией

И помните – чем лучше едет Ваш оппонент – тем лучше едите Вы. Не стоит прятать друг от друга свои технические достижения. Конечно 100% никто не говорит. И не говорят конечно как раз те самые маленькие тонкости, которые позволяют выиграть круг-два на пятистах кругах финала, а все остальное никто ни от кого не скрывает и большинство “больших” гонщиков открыто делятся конфигурацией своих моделей.

Желаю каждому испытать удовольствие такого порядка в Slot Racing-e. Всем удачи и высоких спортивных достижений!

Автор: Александр Милюков (2012)
Источник: uaslotcar.com