Намазка трассы

Самым, пожалуй, важным аспектом, влияющим на то, насколько быстро будут модели ехать по вашей трассе, является её покрытие, а именно специальный липкий слой. Когда-то давно, на первых трассах, покрытие полотна было абразивное, проще говоря, была наклеена шкурка. Для тех скоростей и технологий этого было достаточно. Однако более 30 лет как от этого отказались, и сейчас все трассы имеют гладкую поверхность, на которую наносится специальный состав, многократно увеличивающий силу сцепления колёс с полотном, и позволяющий достигать тех скоростей и динамики, за которую мы и любим трассовый моделизм.

Однако процесс намазки и поддержание полотна в «цепком» состоянии – это целое искусство, и у разных трасс есть свои особенности. Прежде всего надо понимать, что по ненамазанной трассе ни одна модель, даже самая хорошая, не поедет. Как понять, что трасса «сухая», не намазана? Проще всего попробовать пальцем, есть намазка или нет. Чистая трасса будет на ощупь, словно письменный стол. Намазанную вы сразу почувствуетеJ На сухой трассе модель носит, она буксует, не может разогнаться, не держится в поворотах – словом, корова на льду. Стоит отметить, что мы сейчас говорим о надлежащем образом подготовленной модели, у которой свежая резина и которая не лежит на брюхе. Засохшая резина на колёсах будет буксовать на любой трассе, как и модель без клиренса будет скользить днищем, словно лыжей.

Сейчас для создания липкого слоя используется специальный состав фирмы Koford. Намазка представляет собой вязкую жидкость в небольшом флакончике. Чтобы нанести её на трассу, этот флакончик нужно развести в примерно литре бензина «галоша» и нанести на полотно трассы обычным бытовым опрыскивателем для цветов. Сильно заливать трассу не нужно, просто забрызгать поверхность полотна на поворотах и перед ними «словно дождик покапал». После того, как вы распылили намазку, дайте её подсохнуть хотя бы полчаса – чтобы испарился бензин. По свежей намазке, пока она «смочена» бензином, эффекта не будет. Сразу всю трассу мазать не нужно. Если вы только осваиваете свою трассу, подмазывайте понемногу. Вы сразу заметите разницу между сухой и намазанной трассой. Если же модели всё равно ещё носит – добавьте намазки в повороты, если модели неуверенно едут на прямых, скользят на торможении – добавляйте намазки и на прямые перед поворотами и на выходах из них. Важное замечание – бытовые опрыскиватели обычно рассчитаны на простую воду, и с бензосодержащим составом служат недолго, но попадаются и удачные образцы. Лучше всего опрыскиватель не оставлять надолго с намазкой, его снять, просушить – может быть, тогда его хватит на несколько раз.

После того, как намазку вы нанесли, предстоит её раскатывать – накатать много-много кругов по каждой дорожке. Если у вас маленький кружок с большой трассой, это может быть некоторой проблемой. Очень хорошая идея мазать трассу перед соревнованиями, на которые к вам приезжает много участников. Тогда бонусом после гонок вы получите отличный держак. Однако опытные моделисты не спешат идти первыми раскатывать трассу: свежая намазка сильно разбрызгивается колёсами и засирает модель изнутри. Впрочем, грязь на модели из-за намазки отмывается всё той же «галошей», хотя и может привести к большим неприятностям: разлетающаяся с правого колеса намазка летит на ничем не прикрытый щёточный узел (если только у вас не стоковый неразборный мотор), забивает собой коллектор и направляющие щёток. Подсыхая, намазка, словно клей, может заблокировать щётки, они «зависнут» и такой мотор подведёт вас. Устранить эту проблему можно только полностью разобрав и промыв двигатель. Так что стоит ли бежать скорее на трассу, если на ней «сопли»?

Теперь переходим к нюансам. В России существует два принципиально разных типа трасс: «болидовские», сделанные из ламинированной (бакелитовой) фанеры, и крашеные (все остальные). Как показала практика, ламинированная поверхность – неудачный выбор для трассы. Намазка к такой поверхности пристаёт очень медленно, плохо. Главный совет обладателям таких трасс: мазать и мазать. Также имеет значение, какой резиной вы раскатываете намазку, и на таких вот ламинированных трассах это особенно важно. Дело в том, что держак, как и на настоящей гоночной трассе, формируется в том числе и частичками резины, которые отрываются от колёс и застревают в дорожном полотне, в нашем случае – в намазке. И, конечно, лучше всего «отдают» эти частички мягкие дорогие спортивные шины, а вот цветная резина, или «ботва», имеет эффект противоположный: она этот держак «съедает». Так что цветной резиной вы никогда не накатаете трассу! Популярная во многих кружках «обычная микропорка» годится для раскатывания крашеной трассы, но на ламинированной тоже, увы, практически бесполезна, хотя стоит попробовать: может, именно ваша микропорка будет хорошо «отдавать» свои частички в намазку. Хорошая новость состоит в том, что в конце концов вы и ламинированную трассу тоже накатаете. Почему в своё время компания «Болид» выбрала этот материал, сказать сложно. Возможно, было желание упростить и удешевить, ускорить производство – обойтись без покраски. Как бы то ни было, такими трассами укомплектовано большое количество детских учреждений.

Оптимальный же материал для трассы – это МДФ, покрашенный самой простой краской типа ПФ-115 обычным валиком, который создаёт на поверхности небольшой микрорельеф. Именно он, а также поры в недорогих красках создают некую основу, за которую цепляется, впитывается и держится намазка. По этой же причине, если вы сами строите трассу, не надо мудрствовать с её покрытием, с лаками, дорогими красками и сложными методами нанесения: будет только хуже.

Как сохранить хорошую намазку трассы в течение всего учебного года, гоночного сезона? Прежде всего – оберегать трассу об большого количества пыли. По этой причине все трассовые соревнования всегда проходят только в закрытых помещениях, даже временное размещение летом трассы на свежем воздухе – плохая идея! Второй совет – кататься, и чем больше, тем лучше. Также в течение сезона можно локально подмазывать трассу по необходимости. В результате на полотне может образовываться некий слоёный пирог – намазка, резина, свежая намазка, ещё резина… Ничего страшного в этом нет, если модели по такому пирогу хорошо себя чувствуют. Однако на крупных международных соревнованиях такое зачастую не принято, и слоёный, но прекрасный держак, они смывают, чтобы нанести свежую намазку, хотя практического смыла в этом зачастую нет.

Надо ли мыть трассу? Мыть – это значит максимально удалить с неё всю намазку перед нанесением новой. Раньше было так принято, что трассу мыли часто, на соревнованиях, например, после каждого класса. Однако время показало ошибочность этой тактики. Сейчас трассу могут помыть и намазать перед крупными гонками и оставшийся после них накат будет служить потом долгие месяцы. Вообще никогда не мыть трассу решение тоже, скорее всего, ошибочное. Как понять, что трассу пора мыть? Это тоже достаточно субъективно и зависит от опять же, от поведения моделей. Если подмазывание почти не помогает, а толщина «пирога» уже сравнима с клиренсом модели – то, наверное, пора. В детских учреждениях мы рекомендуем мыть трассу перед летними каникулами, когда занятий нет и трасса не используется, а держак будет только сохнуть и каменеть. При этом болидовскую трассу мы бы советовали сразу заново намазать и оставить в лето намазанной, укрыв полотно от пыли.

Как мыть трассу? Лучше это делать с помощником. Понадобится много больших тряпок (лучше всего подойдёт старая простыня, разрезанная на части) и не менее литра «калоши» или обезжиривателя на её основе. Первый человек берёт тряпку поменьше, обильно смоченную «калошей», и начинает протирать ею трассу, не столько вытирая, сколько размачивая намазку. Второй идёт следом и вытирает эту «кашу» чистой сухой тряпкой. По мере загрязнения тряпки заменяются.

А влияет ли температура на намазку? Влияет – так же, как она влияет и на состояние настоящих гоночных трасс: с понижением температуры держак падает. Если после 22-25 градусов вы проветрили помещение до 16-17, то первое время модели будут ехать совсем не так, как до перерыва. Температурный режим помещения – важная составляющая высоких скоростей и удовольствия от пилотирования.

Можно ли перемазать трассу, намазать слишком сильно? Звучит парадоксально, но да. Если, например, использовать состав hard (обычно используется medium) и недостаточно развести его бензином. Модель будет вязнуть, мотор греться, накат пропадёт совсем. Ну, это тоже будет заметно. Как быть в таком случае? Тут поможет менее цепкая резина, та же «ботва», простая микропорка, можно поставить более узкие колёса – если не хочется (жалко) решать проблему радикально, помыв и перенамазав трассу. Поэтому мы и советуем добавлять намазку на свежую трассу понемногу. Но иногда бывает так, что некоторым моделям держак слишком сильный. Модель не вязнет в намазке, но её совсем не заносит в виражах – вместо этого она опрокидывается ли просто ведёт себя нестабильно. В таком случае на колёса можно нанести небольшое(!) количество вазелина – он сделает излишне цепкую резину более скользкой.

На что ещё стоит обратить внимание? На колёса моделей. Их состояние – тоже залог качества трассы. Важное правило: колёса должны касаться только полотна трассы и ничего более. Поэтому вы увидите, что модели никогда не стоят просто на столе: они либо лежат вверх колёсами, либо колёса висят над краем стола, либо (что самое правильное) модель стоит на специальной подставке или в стапеле. Колёса модели тоже вбирают в себя намазку, напитываются ею – и потом вне трассы очень легко собирают на себя пыль и грязь. Поэтому и важно не допускать их контакта ни с чем, кроме трассы.

Уход за колёсами. Эта тема равно важна как аспект обслуживания модели, так и качества трассы. Намазка, которая остаётся на колёсах, имеет свойство со временем засыхать и уничтожать все сцепные свойства шин. Как это предотвратить? Если модель используется постоянно, без больших перерывов, то резина, скорее всего, не будет успевать пересохнуть. Если же планируется перерыв в несколько дней, то колёса необходимо тщательно протереть от намазки нашей любимой «галошей», а после рекомендуется снять с модели и убрать в специальную баночку. Существуют баночки для колёс и органайзеры для них. Это сильно замедляет пересыхание резины. Если же вы забыли, поленились, и колёса покрылись корочкой высохшей намазки – то после того, как вы ототрёте корочку, резину необходимо освежить на проточке. Цепкие свойства вернутся – но вы потеряете в клиренсе, хватит ли его теперь? Часто протирать колёса (после каждой гонки) не рекомендуется: чистые колёса собирают на себя накат с трассы, и если все спортсмены постоянно протирают колёса – то чистыми колёсами тоже можно скатать намазку, особенно свежую и если её немного. А вот когда колёса обязательно стоит протирать – так это после падения модели на пол или если случайно поставили её на грязную поверхность: словом, если на колёсах пыль, мусор – всё удалять максимально тщательно.

Подытоживая, можно отметить, что подготовка и содержание трассы, в общем, не представляет из себя что-то сложное, но, как и весь трассовый моделизм, состоит из мелочей и неочевидных нюансов. Если вам по душе тот драйв, который доставляет мчащаяся на грани человеческой реакции модель, то, мы уверены, вы сможете сделать свою трассу цепкой и быстрой.


Александр Эккерт
Москва, 2025