Трасса — Автострада для моделей, 1981

Начинать занятия трассовым автомоделизмом надо с постройки трассы, ибо без нее автомодели похожи на неподвижные музейные экспонаты. Bo многих кружках «для скорости» создают небольшие тренировочные треки с двумя дорожками. Но, как показал опыт, это спасает только на первое время — автомоделистов тянет к большому кругу, K соревнованиям.

Трасса представляет собой замкнутую кривую. Посреди каждой дорожки имеется направляющий паз, по краям которого уложены токопроводящие шины. Модель при движении удерживается на дорожке с помощью направляющей планки. На ней же смонтированы токосъемные щетки, от которых энергия по проводам подводится к электрическому двигателю модели.

Такова общая схема, и управление моделью на первый взгляд не представляет трудностей — подал энергию на соответствующую дорожку, и готово, отключил энергосистему — все остановилось. Но ведь не однажды на трассе бывают аварии, случается, что автомобили вылетают за борт, есть победители и побежденные, даже если модели схожи по всем параметрам. Результат скоростных испытаний зависит от мастерства спортсмена и от качества нашего маленького автодрома.

Можно с уверенностью сказать, что постройка трассы — основная трудность в работе кружка. Обычно «домашнюю автостраду» строят, исходя из местных условий. Конфигурация ее может быть произвольной, но важно соблюдать основные правила: чтобы был обеспечен доступ к любому участку и чтобы они не перекрывались один другим. Так же необходимо, чтобы длина всех дорожек была одинаковой, то есть количество равноценных правых и левых поворотов совпадало.

Рис. 1. Конфигурация трассы для соревнований.

Вот, к примеру, какова конфигурация трассы для соревнований, построенной во Дворце пионеров города Кустаная (рис. 1), и схема тренировочной трассы (рис. 2). Длина первой — 30 м, второй — 6 м.

Рис. 2. Схема тренировочной трассы.

К любой трассе независимо от ее конфигурации и назначения предъявляются одинаковые требования: минимальный радиус поворота (по пазу) — не менее 250 мм, ширина дорожки — 100 мм, глубина направляющего паза — не менее 6 мм, ширина паза — 3 мм, высота бортиков — не менее 40 мм.

Наилучшим материалом для изготовления полотна считается фанера толщиной 10-12 мм. При ее отсутствии можно использовать фанеру толщиной 4- мм, любой пластик; древесно-стружечную плиту (ДСП). Очень важно, чтобы материал был ровный, сухой, равномерной толщины и без отстающих слоев.

Как советуют воркутинцы, для более удобного монтажа трассы и стыковки ее отдельных узлов лучше брать листы размером 1500×1500 мм («М-К» № 9 за 1979 г.). Этот совет, безусловно, хорош, когда речь идет о постройке четырехдорожечного полотна. Целесообразно также закругления трассы на всех участках делать одинаковыми. Это позволяет видоизменять форму, уменьшать или увеличивать число поворотов.

Рис. 3. Трасса в поперечном разрезе.

Конструкция в поперечном разрезе показана на рисунке 3. Контактные шины — из латуни толщиной 1,5-3,0 мм — шириной 8-10 мм. Для токоведущих пластин можно использовать обмотку генераторов, стартеров или трансформаторов. Шины крепятся к полотну трассы шурупами с потайными головками через каждые 80-100 мм. После их установки трассу обшивают бортами высотой 40 мм над полотном. Основная часть сооружения поднимается над уровнем пола на высоту 400-500 мм.

Для того чтобы улучшить сцепление колес модели с дорожкой, поверхность трассы покрывают мелким песком. Делается это так: промежутки между шинами прокрашиваются масляной краской, и затем через сито просеивается песок. После высыхания лишний песок сметается, полотно прокрашивается и вновь посыпается. Проделывается это до тех пор, пока уровни шин и покрытия станут одинаковыми. Есть и другие способы. Воркутинцы, к примеру, покрывают полотно морским песком, замешанном на клею с пигментом, чтобы сымитировать цвет бетонной дорожки. Советуют также использовать для этой цели анилиновый краситель, гуашь, тушь.

Рис. 4. Электрическая схема питания.

Электрическая схема питания показана на рисунке 4. Для каждой дорожки питание желательно делать автономным. Выпрямитель должен быть достаточно мощным и обеспечивать регулируемое напряжение 6, 8, 12, 16 В при силе тока не менее 10 А. К левой шине по ходу движения модели подводится положительный вывод.

Трасса должна иметь ровную поверхность и разметку через каждый метр, начиная с линии «Старт».

П. ЕФАНОВ,
руководитель лаборатории

автотрассового моделизма, облСЮТ,
г. Кустанай


Источник: “Моделист-Конструктор” № 3, 1981, 24-25 с.
Оцифровка: Андрей Колегов
Журнал: Моделист-Конструктор 1981-03.pdf