(Трасса для автомоделей с внешним питанием)
Для изготовления трассы требуется фанера толщиной 10 мм, причем очень важно, чтобы она была сухая, ровная, равномерной толщины и без отстающих слоев. Каждый лист должен иметь размеры 1500×1500 мм. Если это условие не соблюдено, монтаж трассы и стыковка ее отдельных узлов сильно затрудняются. Прямые участки выпиливают на «циркулярке» вдоль сечения волокон, а затем торцуют и зачищают. Готовая полоса должна иметь размеры 1500×480 мм. Для сборки прямых участков трассы потребуются 27 секций размером 480×1500 мм и 4 размером 480×800 мм.
Закругления трассы на всех участках выполняются одинаковыми, что позволяет видоизменять форму трассы, уменьшать или увеличивать число поворотов. Работу ведут на фрезерном станке с увеличенной площадью рабочего стола. Для этого на нем закрепляют лист текстолита размером 1000×800×20 мм. Направляющие пазы прорезают пальчиковой фрезой Ø 5 мм на глубину 5 мм. Окончательную обрезку готовых закруглений производят той же фрезой. Пазы фрезеруют по разметке, сделанной с помощью шаблона. Все операции выполняют с одной установки заготовки, которая перемещается на плоскости стола вокруг оси — болт М10 — 12 мм. Во избежание «затягивания» заготовки фрезой во время работы ее надо прижать к плоскости стола, но при этом не ограничить ее перемещение вокруг оси. После фрезеровки пазы тщательно зачищают.
Для состыковки прямых участков и поворотов служат бруски размером 40×30×480 мм. В них сверлят отверстия Ø 10 и Ø 6 мм для электропровода. Бруски с помощью казеинового клея и шурупов крепят к заготовкам, а затем соединяют болтами М10 длиной 80 мм.
Вдоль наружных сторон прямолинейных заготовок трассы необходимо закрепить бруски размером 40×20×1500 мм, к ним будет приворачиваться шурупами бортик трассы.
1 — контактные пластины (латунь), 2 — фрикционный слой, 3 — фанерный бортик, 4, 7 — отверстия под стяжные болты, 5 — отверстие для электропровода, 6 — брусок 30×40×480 мм, 8 — фанера 10 мм.
Контактные пластины — из латуни толщиной 1,5—3,0 мм. Их закругления вальцуют на горизонтально-фрезерном станке НГФ-110. На рабочий вал надевают ролик с выточкой, а в тиски на рабочем столе укрепляют два ролика с подшипниками. Вальцовку делают постепенно — сначала, загибая полосы большим радиусом, а затем уменьшая его. Заготовки контактных пластин должны иметь точную ширину 10 мм, иначе закругления получатся неравномерными. Для крепления контактных пластин к панелям в них сверлят через каждые 150 мм отверстия под винты с потайными головками. Монтаж пластин каждой секции начинают с места разъема, при стыковке участков должны быть обеспечены электрические контакты пластин. Полотно трассы устанавливают на прямоугольных подставках размером 400×450 мм из 10-мм фанеры. Основная часть трассы поднята над уровнем пола на высоту 400 мм, на отдельных участках — до 800 мм.
Для улучшения сцепления колес модели с дорожкой поверхность трассы покрыта морским песком, замешенным на клею с пигментом, чтобы сымитировать цвет бетонной дорожки. (Можно использовать анилиновый краситель, гуашь, тушь.)
В соответствии с Международными правилами трасса должна отвечать следующим требованиям. Длина каждой дорожки не менее 20 м. Напряжение постоянного тока подводится раздельно с каждого пульта управления на отдельную дорожку (плюс — по левой шине, минус — по правой). Выпрямители должны обеспечивать регулируемое напряжение 6, 8, 12, 16 В при силе тока не менее 10 А. Глубина направляющего паза, учитывая толщину токонесущих шин, не менее 6 мм, ширина 3 мм. Высота бортиков, обеспечивающих удержание модели во время схода, не менее 40 мм. Минимальный радиус поворота не менее 250 мм. Ширина токонесущих шин 8±2 мм. Трасса должна иметь ровную поверхность и разметку через каждый метр, начиная с линии «Старт».
Е. ЛОМТЕВ,
г. Воркута
Источник: “Моделист-Конструктор” № 9, 1979, с 19
Оцифровка: modelist-konstruktor.com
Журнал: Моделист-Конструктор 1979-09.pdf