Современный трассовый моделизм (начиная от середины 90-х годов прошлого века) развивается стремительно и касается это буквально всех возможных направлений, начиная от двигателей моделей, заканчивая методиками проведения тренировок и конфигурацией трасс. Плодом этого прогресса во всех направлениях стал рост скорости моделей. Естественно, это побудило конструкторов задуматься над созданием новых, удобных в настройках и главное, позволяющих увеличить скорость модели, систем управления. Давайте же поговорим о том, какие бывают эти самые системы управления, что было в руках ведущих гонщиков – трассовиков 5-7 лет назад и что сжимает в руках современный пилот.
Ещё несколько лет назад электронный пульт был для многих трассовиков чем – то очень сложным, непонятным и далеким. У всех были простые «реостатные» пульты, регулировка производилась путем перемещения контактов по поверхности проволочного резистора, довольно громоздкой детали, которая висела на проводе, идущем от ручки к трассе. Занимал этот процесс много времени, (2-3 секунды в гонке катастрофически много) и практически все внимание пилота. Если необходимо было ввести какие то поправки в настройки пульта, модель приходилось останавливать и заниматься только регулировками.
Но вот прошло несколько лет и в руках гонщиков – трассовиков, появились малогабаритные и удобные электронные пульты. Регулировать модель стало возможно, не останавливая её. Не нужно стало отвлекаться на перемещение контактов по реостату, а достаточно стало поворачивать ручку переменного резистора. Поведение модели стало заметно отличаться от тех моделей, которые управлялись реостатными пультами.
Так в чём же была разница ?
Все мы прекрасно знаем, что управлять оборотами двигателя постоянного тока можно, регулируя как ток, протекающий через него, так и напряжение. Управление по току считается самым простым и требует применения одного мощного резистора, который и ограничивает ток двигателя. Бесспорно, это просто и эффективно, однако, моделист с опытом сразу скажет Вам, что этого метода управления современным трассовым двигателем явно мало.
Дело в том что, используя резистор в цепи питания двигателя, мы снижаем ток, но практически не уменьшаем напряжение на двигателе. Обороты двигателя регулировать таким образом можно, но всё же это ещё не всё. Применение современных сверх – оборотистых и сверх – мощных двигателей, требует применения и сверх – тонкой регулировки. Здесь просто снизить обороты недостаточно, необходимо бороться с мощностью и вращающим моментом. Именно эти две характеристики двигателя срывают в букс колеса модели при разгонах, отравляя жизнь многим хорошим пилотам. Бороться с ними без регулировки напряжения можно, увеличивая величину регулируемого сопротивления. Только вот размеры резистора стали расти, температура его в гонке тоже. Регулировать большой и горячий резистор стало очень неудобно, да и характеристики двигателей требовали более тонкой настройки. Таким образом, перед конструкторами модельной техники стала задача создания новой системы управления моделью. Решение применить транзисторную регулировку оборотами двигателя стало революционным в трассовом моделизме.
К настоящему времени многими конструкторами разработаны несколько видов электронных пультов. Все они достаточно просты и удобны. Схема этих пультов у всех практически одна и та же, поскольку все используют одинаковые транзисторы.
И всё же нет предела совершенству, и уже известны образцы пультов с широтно-импульсными регуляторами оборотов двигателя. Многие моделисты применяют в своих пультах стабилизаторы и настройки модели на таких пультах сохраняются неизменными, даже если напряжение на трассе в течение заезда падает на 1-2 Вольта.
Современные электронные пульты позволяют настраивать модель с любой точностью под трассы любой конфигурации. Двигатель с любыми характеристиками может быть настроен так, как удобно спортсмену и бороться со сносом ведущей оси модели стало очень просто. Достаточно покрутить ручку переменного резистора на пульте, как будто регулируешь громкость приёмника.
Хотите узнать как работает такой пульт?
Андрей Ярошевич
г. Орёл
Источник: baseold.anichkov.ru
Оригинал документа: Скачать DOC-файл