“Трассовое моделирование”
Каждый педагог, проработавший много лет, рано или поздно задает себе вопрос: каков смысл моей деятельности, для чего я занимаюсь этим благородным и ответственным делом – делом воспитания детей?
Свою педагогическую философию я мог бы выразить одним словом – сотворчество. Именно оно является для меня высшей формой сотрудничества, что является взаимопониманием, взаимопроникновением в духовный мир друг друга. Такое понимание сотворчества и определяет цели моей педагогической деятельности.
Я думаю, что миссия педагога состоит в том, чтобы раскрыть свои знания перед кем-нибудь другим, перед тем, кому необходимо познать истину для себя и стать, войдя в реку жизни, свободным человеком.
30 лет работы в системе дополнительного образования научили меня принимать детей такими, какие они есть, быть терпимее к ошибкам других, но требовательней к самому себе, а главное – научили бережно относиться к детям. Я понял, что надо воспринимать лучшее, что есть в детях, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. А для этого педагогу необходимо самому быть личностью.
К. Д. Ушинский утверждал: «Только личность может воспитать личность». Я считаю, что педагога только тогда можно считать педагогом, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знания позволяют вести за собой своих учеников. Надо учить своего воспитанника трудиться, думать, созидать, творить. Надо так построить свою работу, чтоб ученик всегда выступал в соавторстве с тобой, спорил, делился мнениями, отстаивал свою точку зрения.
Психологи говорят, что творчество может проявляться независимо от возраста человека во всех областях его деятельности, что все без исключения люди обладают творческим потенциалом, хотя и в разной степени, что творческие способности поддаются развитию. Мой многолетний педагогический опыт убедительно доказывает, что приобретение общенаучных, трудовых, общетехнических специальных знаний и умений на занятиях по основам наук, трудового обучения и производственного труда должно идти параллельно с включением учащихся в творческую деятельность уже на самых ранних этапах процесса обучения и труда. При этом условии формирование и закрепление знаний, умений и навыков происходит значительно эффективней, так как дети видят в них необходимость.
Огромными возможностями в решении задач по развитию творческих способностей детей и подростков обладает такой уникальный вид деятельности как трассовый моделизм, который за многие годы моей работы стал частью моей педагогической философии.
Трассовый автомоделизм – это увлекательный вид технического творчества. Есть у него особенно привлекательная черта: несмотря на сравнительную простоту моделей, данный вид технического творчества дает простор для творческой работы детской мысли, развития конструкторской фантазии.
Средством развития технического мышления воспитанников в объединении трассового моделизма, которым я руковожу, является система творческих заданий по разработке и изготовлению моделей автомобилей и электрических двигателей к ним. Причем система выстроена в определенной последовательности – от решения более простых технических задач к решению более сложных.
Трассовый автомоделизм – это технический вид спорта. С 1985 года он включен в Единую спортивную классификацию. Объединение, которым я руковожу, является лидером в этом виде спорта в Кировской области. Наша команда – победитель городских и областных соревнований на протяжении многих лет. Ежегодно, начиная с 1981 года, мои воспитанники участвуют во Всероссийских соревнованиях по трассовому автомоделизму, являются призерами Всесоюзных соревнований на Кубок Салавата Юлаева (г. Уфа), призерами Кубка России. Многие воспитанники стали кандидатами в мастера спорта, среди них есть призеры Всероссийских соревнований.
Мои педагогические аксиомы просты:
- Я хочу, чтобы ребенок стал умным и образованным – значит, я помогаю ему заботиться о своем духовном и телесном здоровье
- Я хочу, чтобы ребенок любил учиться – значит, я стараюсь сделать ученье увлекательным, радостным, доступным для него
- Я хочу, чтобы ребенок вырос сильной личностью – значит, я работаю над сохранением и развитием его уникальности и неповторимости
- Я убежден, что только тот, кто обогатит свою память знанием, выработанным человечеством, сможет стать действительно духовно богатым, а потому по-настоящему свободным и творческим человеком.
Наблюдение, изучение педагогической литературы, размышления, вся моя педагогическая практика подвели меня к признанию и принятию педагогики сотрудничества как единственно верного направления деятельности педагога и ученика.
Составной частью моей педагогической философии является не просто наука, а научно-педагогическая деятельность с детьми. Главный итог моей работы с воспитанниками по включению их в конструкторскую деятельность, по созданию трассовых автомоделей является подготовка их к творческому труду, воспитание у них творческого отношения к делу, самостоятельности и активности.
Это не просто слова. Мои бывшие воспитанники – успешные люди в жизни, они умеют добиваться поставленной цели, идти вперед, они могут творчески и нестандартно решить практически любую жизненную задачу, они умеют общаться и изобретать, они никогда не унывают и знают, что из любой ситуации всегда есть выход. Они счастливы, и люди, которые рядом с ними, счастливы тоже. Я горжусь ими, а это значит, что я, как педагог, сделал все правильно.
«Думать и делать! Делать и думать – соединить голову с руками»! Эти слова великого физиолога И. П. Павлова и есть основная идея моей педагогической философии, которая вот уже много лет реализуется в сотворчестве с моими учениками.
Андрей Александрович Левинсон
г. Киров
Источник: sut.kirov.ru