Что такое Flexi шасси

Что такое Flexi шасси для трассовой модели. Принцип работы и преимущества.

Подробные описания различных типов шасси могут сбивать с толку, тем более, нет проверенных лучших вариантов шасси. На самом деле, трудно проанализировать поведение успешно построенных шасси, почему конкретная модель лучше управляемая, чем другая.

При входе в поворот на скорости, в эти моменты, как правило модель движется вперед. Если шасси модели слишком жесткое, то «ответ» на поворот будет жёстким и будет противодействовать изменению направления. Шасси типа Flexi («гибкая» рама состоит из подвижных составных элементов) «гасит» силу противодействия изменения траектории движения, тем самым позволяя достичь лучшего сцепления шин с поверхностью трассы при поворотах.

Основной подход, используемый сегодня по-прежнему конструкции Flexi-ISO или Flexi-board шасси. Впервые шасси такого типа было создано Яном Фишерером в масштабе 1/32 по правилам ECRA в конце 70-х начале 80-х годов. Это была очень хорошая разработка во всем, прекрасно работая на большинстве трасс в двух масштабных классах 1/32 и 1/24.

Общая модель FLEXI шасси трассовой модели

«Гибкий шарнир» позволяет передней и задней части шасси сгибаться или скручиваться с помощью центрального продольного стержня, называемого «гибкий шарнир». Это позволяет эффективно поглощать часть энергии на поворотах, в то время как боковые планки (балки) ослабляют продольное скручивание, что помогает удержать направляющую (токосъемник) модели в пазу трассы без влияния на нее сил, действующих на задней части шасси, так как передняя часть остается относительно стабильной.

Боковые планки (балки) обеспечивают жесткость при кручении шасси, контролируя степень, в которой задняя часть шасси может крутить. Слишком большая тяга или занос (grip) вызывает силу, направленную на опрокидывание модели при прохождении поворотов. Регулировка жесткости и степени гибкости может быть достигнута экспериментируя с различной толщиной боковых планок (балок).

Боковые планки (балки) или «торсионы» (как их иногда называют), не в значительной степени способствуют улучшению жесткости шасси — на самом деле, если нажать на середину центральной части рамы, то не потребуется большого усилия, чтобы рама прикоснулась к трассе. Чтобы преодолеть это в некоторой степени, вся центральная часть была увеличена на всю длину до передней части рамы, как показано на рисунке ниже:

Шасси трассовой модели является более эффективным, если оно имеет свинцовый груз. Чем больше усилие на направляющую модели в момент торможения при прохождении поворота, тем менее вероятен выход направляющей из слота (паза) трассы. Свинцовый груз позволяет распределять вес на переднюю часть шасси при торможении, при этом разгружая задний мост и заднюю часть шасси.

Заметить эффективность наличия свинцового груза можно при ускорении (резком) модели, в этот момент передние колеса «отрываются» от трассы. Так же при торможении модели груз влияет, хоть это и не выражено так четко, но это влияет. Конструкция Flexi-ISO особенно хороша в распределении этих сил.

Шасси также может быть построена так, что боковые планки (балки) будут слегка подвижными, что позволит раме двигаться немного вперед и назад по отношению к центральной части, направляющей и задними колесами. Это также эффективно, при торможении, распределения веса на переднюю и, при ускорении, по направлению к задней части шасси, при помощи силы тяги.

Боковые планки (балки) являются навесными для переноса веса корпуса трассовой модели с одной стороны шасси на другую, необходимого при угловых ускорениях на поворотах. Если вес распределится за пределы заднего колеса при повороте, то он будет оказывать большее давление на колесо и тем самым помогает снизить чрезмерное скольжение модели.

Относительное движение различных частей шасси всегда очень ограничено. Эффект заключается в обеспечении степени управляемости направляющей, двигателя/заднего моста и корпуса модели.

Современное Eurosport шасси вырезается лазером из пружинной стали, которая устраняет необходимость использовать дополнительные пружинящие детали (стержни) и петли для достижения гашения или гибкости (Flex). Данное Eurosport шасси разработано таким образом, что мотор/задний мост может немного двигаться из стороны в сторону. Такая конструкция часто называется «заднее управление», когда задней части шасси и кузова позволяется выйти чуть-чуть в повороте, и вернуться на место, когда трассовая модель начинает ехать прямо при ускорении на выходе из поворота.


Автор: Russell Sheldon. Dubai, United Arab Emirates.
Перевод: Антон Максименко.

Источник: slotcar-dz.com