Среди моделей, которые примут старт на Всесоюзных соревнованиях трассовых моделей 1971 года. будет гоночная класса А – копия классических “юниоров”, высокоскоростных машин для трековых и шоссейно-кольцевых гонок с открытыми колесами. В одном из первых номеров будущего года мы покажем, какие кузова бывают у подобных машин. А сегодня в порядке тренировки рекомендуем сделать модель класса А, чертежи и описание которой опубликованы в журнале “Эзермештер”.
Трассовая гоночная может быть выполнена в двух вариантах. Первый – для начинающих. В этом случае на модель устанавливается двигатель ДП-10 и передача идет с вала двигателя через фрикцион на шину правого заднего колеса. Другой вариант – с редуктором. Здесь можно воспользоваться электродвигателем. выпускаемым фирмой “Пико” (ГДР), или подобным ему.
Размеры и формы кузова и устройство ходовой части в обоих случаях идентичны.
Кузов модели выклеивается из стеклопластика или выгибается из оргстекла. Шины вулканизируются или вытачиваются на токарном станке. Детали облицовки вытачиваются из оргстекла.
Примечательная особенность гоночной – антикрыло, улучшающее сцепление модели с дорожкой на больших скоростях. Оно устанавливается под углом 5° по отношению к продольной оси модели.
Габариты трассовой: база – 105 мм, колея – 78 мм, клиренс – 2,5 мм, общая длина – 145 мм. Они позволяют полностью “вписать” модель в размеры, установленные международным стандартом.
При работе над моделью можно несколько улучшить конструкцию, сделав подрессоривание передней оси и установив дифференциал на задние колеса. Особенно тщательно надо сделать направляющую планку с токосъемниками. На проходившей в 1970 году в Риге матчевой встрече по трассовым моделям немало “аварий” в пути происходило именно из-за повреждений этого узла.
1 — муфта (дюралюминий 4 мм, длиной 12,5 мм), 2 — передняя ось (сталь ø 3 мм, длиной 72 мм), 3 — направляющая планка (оргстекло), 4 — рессоры (сталь 0,2x5x40 мм), 5 — рычаг направляющей планки (дюралюминиевая планка размером 1x35x65 мм), 6 — контактная пластина (сталь 9,2×5; 35 мм), 7 — ведущая ось (сталь ø 3 мм), 8 — рама (дюралюминий размером 1x80x155 мм), 9 — подшипник (бронза, длина 7 мм, ø 7×3 мм), 10 — задняя ось (сталь ø 3 мм), 11 — втулка, 12 — обод (дюралюминий ø 15 мм), 13 — шина (резина ø 28 мм, толщиной 15 мм), 14 — двигатель, 15 — хомутик (дюралюминий 0,5x10x120 мм), 16 — покрышка (резина ø 32 мм, толщиной 10 мм), 17 — обод (дюралюминий толщиной 15 мм).
Для изготовления трассовой класса А вам потребуются следующие материалы: дюралюминиевая пластина размером 155х80х1 мм – для рамы, пластина из того же материала: размером 65х 35х1 мм – для усиления подмоторной рамы, пластина из пластмассы или оргстекла размером 20х15х8 мм – для направляющей планки, стальная пластинка 0,2х5х40 мм – для амортизаторов передней подвески (2 шт.), проволока толщиной 3 мм – для осей, дюралюминиевый стержень диаметром 15 мм – для ободьев колес, а также резина, латунь, пластмасса для мелких деталей и, разумеется, крепеж. Размеры всех деталей и порядок сборки указаны на рисунке.
Ю. ГЕРБОВ
Источник: Ю. Гербов. Трасcовая – стандарт. “Моделист-Конструктор” 12, 1970, 10-11 с.
Сканы и оцифровка: MasterRU
Источник: jmk-project.narod.ru
Источник изображений: modelist-konstruktor.com
Журнал: Моделист-Конструктор 1970-12.pdf