25 мая 2025 г.
Aiva Kalve (diena.lv)

Кем выходят из технических клубов?
Хорошему гонщику-моделисту нужна хорошая трасса, поэтому Янис Набокинс начал строить их сам и делает это на мировом уровне.
Каждый ребенок хотя бы раз хотел прокатиться на маленькой модели машинки по извилистой трассе. Янис Набокинс из Валмиеры превратил это занятие из хобби в бизнес. Он с энтузиазмом рассказывает, активно работает: это его миссия — популяризировать идею автомоделирования в Латвии, побуждая людей находить место для трасс в каждом Центре досуга детей и молодежи.
Трасса для чемпионата мира
Мы с Янисом встретимся на трассе на чемпионате мира следующего года, который пройдет в Финляндии. Сегменты трассы подготовлены к покраске. Чтобы я могла понять конфигурацию, он показывает мне эскиз. «Все начинается с идеи, затем в специальной программе рисуется чертеж», — говорит эксперт по автомодельным трассам. Организаторам чемпионата мира предлагается несколько вариантов. «Это похоже на строительство дома, где требуется одобрение строительного совета, поскольку учитываются нормы пожарной безопасности и расстояния вдоль стен», — поясняет Янис. Длина трассы составит 44 метра. Это соответствует стандарту, принятому в последние годы. Динамика трассы отражается в поворотах. Чем больше радиус, тем быстрее будет поворот. Чем меньше, тем медленнее. Точно провести параллели с изгибами трассы Формулы-1 невозможно, но можно рассчитать, насколько высокой будет средняя скорость.
Проектирование, резка материалов, строительство… Янис хвалит латвийскую фанеру, которая является уникальным и качественным материалом, намного превосходящим другие в мире. Чтобы все склеить, нужно не менее 10 кг клея. В комплект трассы также входят контроллеры, модели гоночных автомобилей, электропроводка, источник питания трассы и высокочувствительная компьютерная программа, способная рассчитывать время круга с точностью до тысячной доли секунды.
Работа на пару месяцев. После этого – транспортировка. А теперь уже остается только собрать трассу, что можно сделать за четыре-пять часов, и можно начинать соревнования! Вы даже глазом не моргнете, ведь профессиональные модели могут развивать скорость до 100 километров в час на прямых участках и проходить круг по трассе за четыре секунды. В чемпионате мира по автомоделированию принимают участие около 150 человек из 20 стран. «Наша делегация — одна из самых больших», — подчеркивает Янис.

Среди лучших
Янис Набокинс начал строить трассы для небольших электрических моделей автомобилей одиннадцать лет назад, потому что этим фактически никто не занимался. От качества трассы во многом зависит не только удовольствие от вождения, но и результаты. Первый заказ был из Финляндии. «Мы сказали, что раньше этого не делали, но они нам доверяли. Когда мы построили трассу, все были в восторге. А потом все стало только лучше и лучше. У нашей компании Maketudarbnica.lv до сих пор нет веб-сайта, потому что у нас нет времени его сделать. Рекламы нет, но у нас нет недостатка в работе. Мы можем сделать десять трасс в год. Но это потолок наших возможностей», — говорит Янис. Трассы отправляются из Новой Зеландии в Америку. «Во всем мире есть всего три человека, которые занимаются этим профессионально: один в Бразилии, один в Австралии и я в Европе», — говорит Янис, и это совсем не похоже на хвастовство. «Те, кто интересуется этим, знают, как нас найти».
Однако признание в местных молодежных центрах интересов и досуга — это уже другой вопрос. «Я хотел бы сделать больше в этой области. За последние десять лет мы построили новые трассы в Латвии: в Елгаве, Валмиере, Руиене, Салацгриве и в Риге — две. Там самоуправления вкладывают в образование детей своего региона, а также в расширение и разнообразие возможностей для отдыха», — говорит Янис, добавляя, что в Лиепае и Резекне, которые являются довольно крупными городами, интереса к гонкам моделей автомобилей не наблюдается. В качестве хорошей истории он рассказывает о сотрудничестве с Рижским детско-юношеским центром «Аусеклис», директор которого, узнав о предложении, сказал, что ему давно нужно что-то для мальчиков. Трасса была построена за три месяца. «Дело сделано, многие из их детей теперь занимаются автомоделированием, и последние три года они выигрывают чемпионаты Латвии». Еще одним положительным примером является Руйиена, где под присмотром родителей были написаны проекты, чтобы заручиться поддержкой Европы. «Они отремонтировали сгоревшую котельную, куда потом поставили новую трассу», — рассказывает Янис.

С чего начинают инженеры?
На вопрос о том, как он попал в сферу строительства трасс, Янис отвечает, что в детстве он пробовал свои силы в разных клубах. Он увлекся автомоделированием в возрасте пяти лет, когда мама его друга по детскому саду, Дзиркштите Стурайне, отвела его на Валмиерскую станцию юных техников (ныне Валмиерский молодежный центр «Винда»). Кстати, она до сих пор руководит там дошкольной мастерской «Зикери». «Все мальчики в Валмиере начинали делать с ней бумажные модели», — подчеркивает Янис и добавляет, что Винда в Валмиере — отличное место, куда дети и подростки могут пойти после школы. «Даже если ты не станешь высококлассным инженером, все, чему ты там научишься, пригодится в жизни. Да, даже сделать клетку для птиц, держать молоток в руке и уметь работать с напильником. У нас много положительных примеров от ребят из групп Станции юных техников. Знаю, что один в Швеции — главный инженер-конструктор крупной строительной компании. Другой работает главным конструктором в порту, а многие в регионах стали руководителями строительных компаний, высококлассными электриками», — перечисляет Янис. Он опровергает стереотипное мнение о том, что дети просто «сидят в своих мобильных телефонах». Янис знает, что 90% тех, кто начал заниматься автомоделированием с детства, позже заканчивают Рижский Технический Университет (РТУ) как архитекторы, программисты, инженеры-строители или инженеры-электрики.
Кстати, у трехлетнего сына Яниса дома тоже есть своя небольшая трасса, и Янис показал ему, как управлять моделькой машины. Мальчик до сих пор не понимает, зачем ему тормозить, если он может ехать на полной скорости. Но уже в следующем году Янис отвезет сына в Винду, чтобы там он научился вырезать из бумаги свою первую модель автомобиля.
Спорт или развлечение?
Янис также показывает одну из своих моделей автомобилей. «Технический прогресс шагнул далеко вперед», — комментирует он, поскольку строит не только трассы, но и модели автомобилей. «Мы перешли на двигатели для дронов. До этого были двигатели с ротором и двумя магнитами. Теперь трехфазный. За год мы увеличили мощность в десять раз по сравнению с оригиналом. Готовый можно купить в магазинах дронов. Мы разбираем двигатели, перематываем их, меняем подшипники. Достигли 40 000 оборотов».
Янис знает все о трассе и моделях еще и потому, что он регулярно участвует в латвийских, прибалтийских и мировых соревнованиях. «Мы очень хорошо себя зарекомендовали в мире. В 2014, 2015 годах я выиграл чемпионат мира», — добавляет он. «От Латвии Райвис Янсонс побеждал в 2019 и 2022 годах».
В каждой стране автомоделирование организовано немного по-разному. «Например, в Латвии это частично находится в ведении Министерства образования, но самая большая нагрузка ложится на плечи местных самоуправлений в разделе «Образование по интересам». В Чехии государство финансирует инфраструктуру, новые трассы и участие в соревнованиях мирового уровня. В Чехии есть крупная федерация по моделированию, у которой пятиэтажное здание в центре Праги. У нее есть все возможные модели — самолеты, корабли, роботы. Противоположность этому — Швеция, где все это находится под контролем частного сектора. Местное самоуправление платит частным компаниям, чтобы дети имели возможность этим заниматься. В Финляндии, как это ни смешно звучит, эта деятельность «под юрисдикцией церкви», потому что именно это учреждение отвечает за образование людей и активное проведение ими своего свободного времени», — говорит Янис.
«Латвия — одна из немногих стран, где гонки автомоделей больше считаются техническим творчеством, чем видом спорта. В Эстонии, Литве и Чехии гонки автомоделей — это вид спорта. В Латвии это не работает как развлечение, потому что нет частных клубов. Если бы взрослые хотели где-то отметить свой день рождения, совместив его с заездом на трассе с моделями автомобилей, это было бы не так просто, потому что все нужно было бы согласовывать с владельцем трассы, которым является самоуправление», — поясняет Янис.
Для установки трассы требуется просторное пространство — не менее 7 х 15 или 8 х 12 метров. В идеале это должен быть спортивный зал, чтобы было место и для зрителей. Для многих гонки трассовых моделей являются трамплином к большому автоспорту. Янис называет имена нескольких популярных гонщиков, которые начинали как моделисты, а затем пересели за руль автомобилей.
Сила воли к победе
Не терпение, как можно было бы подумать, больше всего необходимо автомоделисту как при изготовлении модели, так и при последующем участии в соревнованиях. «Я бы сказал, что самое главное — это сила воли. Нужно уметь сделать идеальную модель, чтобы она была лучше конкурента. Остальное — как водить машину технически — дело техники. Как и в случае с автомобилями, многие ездят одинаково. Навыки вождения важны, но не первостепенны. Человек постарше и опытнее ездит разумнее, совершает меньше ошибок, но медленнее. Человек помоложе и поэнтузиастов будет быстрее, но и ошибок будет больше», — знает Янис. «Нужно быть психологически устойчивым, ноги и руки не должны трястись. Очень легко совершить ошибку — слишком быстро войти в поворот, выбрать не те шины или какую-то другую мелкую деталь. Если в гонках Формулы-1 работает огромная команда, то в автомоделировании ты один в соревновании. Колеса тоже меняшь сам. Это можно сделать менее чем за десять секунд». Кстати, у вас также должно быть хорошее зрение вдаль, чтобы следить за своей моделью, когда она находится в дальнем конце трассы.
«На соревнованиях мы одновременно и соперники, и друзья, и учимся друг у друга. Если кто-то придумывает что-то новое, мы делимся этим. Эксперимент на трассе можно провести только один раз, потому что на следующий день его посмотрят и используют другие», — говорит Янис.
Как проходить повороты? «Самое сложное — не скорость, а умение правильно тормозить перед поворотами. Нажимать на газ может каждый, но главное — тормозить так, чтобы потом можно было ускориться». Трасса круговая. У нее восемь дорожек, каждая из которых окрашена в свой цвет. Каждый гонщик едет пять минут, а общая продолжительность заездов составляет 40 минут. Формула успеха? «Чтобы опередить конкурента, вам нужно поддерживать среднюю скорость».
Является ли сам Янис инженером, плотником, электриком, архитектором или гонщиком? У него не только образование в РТУ, но и ученая степень по истории. «Я использую это в общении», — смеется он. Но вот вам история из истории! Где зародилось автомоделирование? «Моделирование зародилось в Америке в 1960-х годах — это был взрыв в индустрии развлечений. Там сейчас все больше людей начинают увлекаться этим занятием в старшем возрасте.
Вы когда-нибудь сами водили машину? «Конечно», — подтверждает Джон с улыбкой. «Я немного староват. У нас есть молодые таланты, которым я уже могу принести воду. Мне повезло занять второе место на чемпионате мира в прошлом году. С тех пор, как я начал строить трассы, я не побеждал».
Автор: Aiva Kalve
Источник: diena.lv
Перевод: Андрей Колегов