Гиромобили Гэри Флетчера

В 1990-х годах Гэри Флетчер построил модели с маховиком для дополнительного гироскопического эффекта.

Сначала давайте посмотрим на спортивную модель, которая выиграла Кубок Конструкторов на Nationals 1990 года.

С точки зрения двигателя, это довольно обычная спортивная модель в масштабе 1/32 того времени. Двигатель типа strap установлен справа от центра и под большим углом, чем обычно, чтобы освободить заднюю шину. Двигатель приводит в движение заднюю ось через прямозубую шестерню обычным способом, хотя шестерня находится почти по центру шасси. Латунный гироскоп установлен слева от двигателя. На задней оси установлено ведущее колесо гироскопа. Как видно на фотографии, ведущее колесо гироскопа на оси имеет гораздо больший диаметр, чем ведущее колесо на маховике. Это означает, что маховик вращается в противоположном направлении от задних колес на гораздо более высоких оборотах. Движение гироскопа зависит от фрикционного привода, а не от шестерен.

Гироскопический эффект якоря в обычных sidewinder или anglewinder конструкциях пытается остановить опрокидывание модели на поворотах. Гиромобиль создает большие силы, пытаясь остановить опрокидывание модели из-за дополнительного маховика, вращающегося на высоких оборотах в том же направлении, что и якорь sidewinder. Эффект на шасси при повороте довольно похож на снижение центра тяжести.

Inline двигатели являются обязательными в F1. Якорь в этом положении не создает никаких гироскопических сил, препятствующих опрокидыванию модели на поворотах. Поэтому установка отдельного гироскопа может стать большим преимуществом в F1, чем в anglewinder. Спасибо Гэри за фотографии его гироскопа F1.

На крупном плане видно, что ведущее колесо гироскопа задней оси имеет резиновую внешнюю поверхность. Она должна немного расширяться по мере увеличения оборотов, создавая повышенное давление на ведущее колесо на валу гироскопа. Идея состоит в том, чтобы отключить привод, когда модель тормозит перед поворотом, таким образом заставляя гироскоп вращаться быстрее в повороте. Это увеличивает гироскопический эффект.

Гэри сказал, что модель проходила повороты лучше, чем обычная F1 — дополнительное «гироскопическое сцепление», как он выразился.

Гироскопические усилия от этого маховика могут быть рассчитаны при условии полного включения привода, и они были бы больше, если бы гироскоп вращался свободно с большей скоростью. Оценочные силы выше, чем силы гироскопа от типичного спортивного ротора начала 1990-х годов, но меньше, чем те, которые производят современные спортивные роторы (потому что они настроены на гораздо более высокие обороты).

Могут ли гиромобили снова когда-нибудь появиться в гонках? Возможно, для создания успешной гоночной техники неизменно требуется много разработок, а также хорошая концепция.


Автор: Chris Frost
Источник: slotcarracing.org.uk
Перевод: Андрей Колегов