Взвешивание модели автомобиля, развесовка и облегчение
Для чего нужно взвешивание модели автомобиля, казалось бы лишняя операция?
Когда к каждому из нас приходит желание заставить свою модель двигаться быстрее – мы сразу вспоминаем о моторе, о его «слабом характере». В поисках «счастья» начинаем наращивать мощь: щетки, пружины прижима, ставим шунты под щетки, подшипники с закрытым сепаратором, резина под конкретную намазку и прочие детали, совершенно не задумываясь о взвешивании автомобиля. И вот, когда кажется, что все хорошо и ты практически непобедим, всегда находится модель соперника, которая «возвращает тебя на землю». А после заезда в голове крутится один вопрос: Почему он быстрее? А потом еще и выясняется, что и мотор то у него не самый мощный, и резина не лучше.
А ведь зачастую ответ на поверхности – модель проще и легче! Вес своей модели мы, как правило, знаем из «букваря» или из Правил трассовых автомоделей. Но, если разобраться по сути, значение, указанное там, мягко говоря, не всегда соответствует правде. Ведь о взвешивании модели мы и не задумывались. Пара лишних деталей, защита двигателя, дополнительные распорки, стабилизаторы, всякие «нахлобучки» и «нашлепки» – это все не считали!
Фактический вес модели можно померить только на трех весах (1 – токосъемник, 2,3 – задний мост). Замечательным свойством этой системы весов является возможность не только узнать абсолютный вес всей модели целиком, но и вес приходящийся на каждое колесо в отдельности! Это свойство будет особенно полезно тем, кто настраивает модель для конкретных целей: идеальная управляемость, дрифт (езда в управляемом заносе), проходимость или максимальный «зацеп на старте» для дрэг рейсинга.
В ходе взвешиваний модели автомобиля можно понять, почему стирается именно правое или левое колесо заднего моста, или одно из них отчаянно буксует на, вроде бы, ровной и одинаковой трассе. Пользы от знания распределения веса не меньше, а может даже и больше, чем от знания точной мощности своего двигателя. Да и в конце концов – взвешивание автомобилей – одна из основных контрольных процедур в автоспорте вообще, а в трассовых моделях отдельно.
При помощи весов в ходе взвешивания модели автомобиля можно произвести точную развесовку с настройкой подвесок (балансиров). Это позволяет улучшить управляемость за счет оптимального баланса шасси – добиться максимально сбалансированного распределения веса на каждом из колес заднего моста и токосъемника, путем добавления свинцовых грузов, при взвешивании модели на весах.
Развесовка трассовой модели автомобиля – возможно самая важная вещь, которую пилот может сделать, чтобы гарантировать надлежащую настройку своей модели. Когда трассовая модель правильно развешена, тогда достигается идеальное распределение веса. В результате, у модели появляется колоссальный потенциал. Если у модели плохая развесовка, то вы столкнетесь с проблемами настройки, модель будет плохо реагировать на правильное прохождение поворотов или плохо стартовать.
Основные проблемы, связанные с неправильной развесовкой – это недостаточная поворачиваемость, чрезмерная или недостаточная загрузка шины, плохой зацеп, неправильное перераспределение веса во время прохождения поворота. Неподходящее распределение веса может также вести к неправильному диагнозу в настройках шасси и к проблемам на трассе. Для большинства трассовых моделей – рекомендуется следующее распределение веса :
43% – Передний Вес
57% – Задний Вес
50% / 50% – Левый/Правый Вес (при одинаковых правых и левых виражах)
Данное распределение веса рекомендуется, как начальная точка в настройках. Вес может перемещаться, пока не будут достигнуты прекрасные характеристики в управляемости шасси. Если вес перемещать вперед, то будет улучшаться прижим токосъемника, если назад то, улучшится зацеп задних колес. Вес может быть также перемещен вертикально вверх или вниз. Если, к примеру, вес переместить выше, то мы ощутим больший зацеп в задней части модели. А если вниз, то модель потеряет зацеп сзади.
Следующие шаги очень важны для точного распределения веса вашей модели.
Уровень стола должен быть идеальным, чтобы разместить на нем весы. Или сделайте подкладки под весы, чтобы они все были на одном уровне. Все регулировки должны быть настроены как в гонке, токосъемник должен быть зафиксирован строго в прямолинейном направлении. Поставьте шины, на которых будете ехать в гонке. Установите кузов на модель согласно вашим гоночным параметрам. Только после этого можно начать взвешивание.
Если после взвешивания, вам необходимо добавить груз. Крепите свинец жестко, чтобы избежать его перемещения во время движения, иначе это ухудшит правильную работу шасси. Не стоит крепить груз непосредственно на работающие участки шасси, это приведет к неправильному изгибанию рамы. Крепить нужно на балансиры.
После того как правильное распределение веса достигнуто, необходимо проверить еще один параметр. Разница нагрузки на передние колеса не должна отличаться друг от друга более чем на 2 грамма. Тоже самое касается и задних колес. Если параметр не соответствует, то перепроверьте все факторы распределения веса, и проведите измерение снова. Пока не будет достигнуто, идеальное распределение веса.
ЦЕНТР НАУКОВО -ТЕХНІЧНОЇ ТВОРЧОСТІ МОЛОДІ “СФЕРА”
Petrenko Aleksandr (FAMSU) – www.slotcar.kiev.ua
Оригинальный документ PDF