Трассовый автомоделизм – один из видов спортивно-технического творчества, развивающийся в нашей стране уже более 40 лет. Доступность нового вида детского технического творчества и возможность решать большой объем творческих, познавательных задач в интересной игровой форме привели к открытию многочисленных кружков в школах и внешкольных учреждениях по всей стране: Прибалтике, Закавказье, Средней Азии, Заполярье, на Дальнем Востоке. Очень скоро был оценен и спортивный потенциал трассового автомоделизма. Групповые гонки дистанционно управляемых моделей тогда (в 60-е-70-е годы) были возможны только на трассе со стационарным внешним электропитанием. Уровень развития бытовой радиоаппаратуры и автономных источников питания делал невозможным массовое развитие радиоуправляемых моделей, а групповые спортивные соревнования в нашей стране появились только в восьмидесятые годы.
Потребность в обмене опытом между кружками трассового автомоделизма, сравнении результатов труда педагогов–энтузиастов привела к организации многочисленных региональных, а затем и больших Всесоюзных соревнований под эгидой журнала «Моделист – Конструктор». Единых правил и технических требований к моделям тогда не существовало, организатор каждого мероприятия создавал свои. Опираясь на собственный опыт и практическую потребность учебного процесса.
На Всесоюзные соревнования съезжалось большое количество команд (иногда до сорока), но большинство педагогов рассматривали их не как спортивные состязания, а как фестиваль творческих идей, возможность найти что-то новое для своего учебного процесса.
К середине 80-х гг. были сформированы единые для всей страны правила соревнований и технические требования к моделям, которые пока еще отвечали потребностям учебного процесса. Трассовый автомоделизм был включен в Единую Всесоюзную спортивную классификацию (ЕВСК) как одна из дисциплин автомодельного спорта. Появилась возможность присвоения юношам спортивных разрядов, были организованы ежегодные соревнования высшего уровня – Кубки России и СССР среди юношей. К этому времени выросло уже несколько поколений моделистов – трассовиков, среди них нашлись люди, которые не хотели расставаться со своим детским увлечением. Сначала в Прибалтике, затем в Ленинграде и некоторых других регионах России были организованы неофициальные соревнования для взрослых.
Быстрый рост технического уровня моделей привел к использованию большого количества высокотехнологичных комплектующих промышленного изготовления, появлению и постоянному возрастанию разрыва между интересами учебного процесса детских кружков и нуждами спорта. Поток информации, а затем и комплектующих изделий для моделей, который хлынул к нам из Европы и Америки после падения «железного занавеса», привел к существенному ускорению данного процесса.
Постепенно технические требования к моделям и все остальные разделы Правил соревнований были приведены к международным стандартам, что закрепило полный разрыв между возможностями и интересами учебного процесса детских объединений дополнительного образования с одной стороны и потребностью подготовки команд и спортсменов к Всероссийским соревнования с другой.
Сложившиеся условия ставят перед каждым педагогом, занимающимся трассовым автомоделизмом сложную задачу определения приоритетов, построения программы обучения, выбора методик.
Для того, чтобы лучше представить свой выбор, опишу сначала два крайних «радикальных» подхода к построению учебного процесса.
1. Чисто творческая программа.
Отказ от спортивной части трассового автомоделизма позволяет решить некоторые задачи, стоящие перед руководителем коллектива:
- существенное (на порядок) снижение стоимости учебного процесса. Освободившись от жестких требований, установленных правилами соревнований, можно выбрать доступные и дешевые комплектующие изделия (моторы, шестеренки) от игрушек, а все остальные части моделей делать своими руками. Нет необходимости строить дорогую спортивную трассу, оснащать ее сложной и мощной системой электропитания и судейским комплексом на базе ПК.
- возможность реализации творческих, познавательных интересов ребенка. Освободившись от ограничений, диктуемых техническими требованиями Правил соревнований и условиями эксплуатации спортивных моделей, можно строить те модели, которые рождаются в детских фантазиях, выбирать те методики и технические решения, которые позволяют дать ребенку максимум знаний и умений в интересной форме.
- отсутствие четких и ясных критериев сравнения результатов деятельности учащихся уменьшает расслоение детского коллектива на «лидеров» и «аутсайдеров», улучшает психологический климат, облегчает педагогу работу с трудными или неподготовленными учащимися.
В то же время, выбор «неспортивного» пути ставит ряд вопросов, на которые очень сложно найти удачный ответ:
- отсутствие сильного спортивного стимула приводит к быстрому угасанию интереса к занятиям у ребят среднего и старшего возраста, лишает стимулов развития как каждого учащегося в отдельности, так и целый коллектив.
- недостаток ясных и объективных критериев сравнения работы коллективов ведет к изоляции и застою в учебном процессе.
- отсутствие ярких, формализованных результатов деятельности педагога и коллектива (кубков, дипломов, отчетов о соревнованиях) сильно осложняет поиск средств на развитие коллектива, привлечения новых учащихся из успешных, материально благополучных слоев населения.
2. Спортивная программа.
Главной целью тренера в этом случае является подготовка спортсменов и команды высокого уровня для участия в соревнованиях. Показателями успеха становятся дипломы Всероссийских соревнований, количество подготовленных спортсменов – разрядников.
Алгоритм действий педагога можно кратко изложить так:
- набор учащихся
- постройка простейшей учебно-спортивной модели в кратчайшие сроки с применением возможно большего количества готовых комплектующих, шаблонов и других приспособлений, уменьшающих трудозатраты тренера и учащегося
- выход на трассу, возможно больший объем тренировок для получения навыков управления моделями
- проведение соревнований местного значения с учебно-спортивными моделями, выявление перспективных пилотов
- целенаправленная работа по натаскиванию узкого круга перспективных пилотов, сосредоточение на них основного внимания и большей части обучающих действий тренера.
- удержание основной части участников через игровые и спортивные стимулы с минимально возможными трудозатратами тренера для поддержания плановой численности коллектива.
- постепенный перевод перспективных пилотов на спортивные модели промышленного изготовления, получение ими максимально возможной соревновательной практики.
Успешная реализация спортивной программы позволяет достичь следующих результатов:
- удовлетворяет личные амбиции педагога
- обеспечивает повышенное внимание и поддержку со стороны руководства
- облегчает поиск средств на развитие коллектива – ведь под конкретный результат деньги дают охотнее
- способствует длительному удержанию интереса к занятиям не только у успешных учащихся, но и у тех, кто надеется на успех
Недостатками спортивной программы считаю:
- низкую познавательную нагрузку учебного процесса. Учащиеся почти не получают знаний и умений, не связанных напрямую с реализацией спортивных задач
- отсутствие связи с учебным процессом в школе. Для сборки моделей и освоения техники пилотирования нет необходимости в изучении школьных предметов. Родителям остается единственный аргумент: «будешь плохо учиться – не пойдешь в кружок»
- явное разделение учащихся на успешных, перспективных и всех остальных
Разрабатывая программу лаборатории трассового автомоделизма, выбирая, создавая и совершенствуя методики практической реализации, я ставил перед собой такие главные задачи:
- получения учащимися возможно большего количества практических, «рукодельных» навыков и умений
- знакомство учащихся со всеми сторонами созидательной, производственной деятельности: собственно производством, проектированием, планированием, организацией и материальным обеспечением
- привитие интереса к этой стороне деятельности, поддержка выбора будущей профессии в сфере производства
- формирование у учащихся потребности в обучении, привычек и стереотипов поведения, способствующих успешной учебе.
Решение всех этих задач требует длительного контакта педагога и учащихся, важнейшим условием достижения успеха является активная, заинтересованная позиция учащихся на протяжение всего срока обучения.
Самым эффективным инструментом для решения поставленных задач может стать спорт, при условии, что он не превратится из средства решения образовательных задач в главную цель учебного процесса.
Для того, что бы спортивный потенциал трассового автомоделизма эффективно работал в интересах учебного процесса, необходимо:
- разработать технические требования к моделям и регламент проведения соревнований
- спроектировать несколько учебно-спортивных моделей
- организовать цельную систему независимых и связанных в серии соревнований с моделями разных классов
- построить для учащихся «лестницу достижений»
- создать «клуб для избранных», войти в который захочет (и сможет) каждый учащийся
Теперь подробнее о каждом разделе этой программы.
1. и 2. – Быстрое развитие трассового автомоделизма привело к полному отрыву моделей спортивных классов от потребностей учебного процесса, необходимости создания самостоятельных учебно-спортивных классов моделей, привязанных к задачам обучения и начальной спортивной подготовки учащихся.
Для того, что бы педагоги сосредоточили свое внимание на методике обучения и технологии, а учащиеся – на качестве изготовления моделей и совершенствовании техники вождения, конструкция моделей должна быть единой для всех и требования к ней должны быть жестко закреплены в технических требованиях. Желательно, чтобы все модели оснащались единым двигателем (или несколькими, очень близкими по характеристикам).
Для того, что бы каждый учащийся видел свой уровень работы и перспективы развития, надо обеспечить совместные старты всех спортсменов, от новичков до «старичков», но награждать отдельно, разделив по уровням подготовки.
После ряда не очень удачных разработок в 1992 году была создана модель класса ТА «Чайник» и организована серия «Кубок Чайника» (см. ст. «Трассовый автомоделизм» в журн. «Моделист –Конструктор» 1995 , №3 или “конструкция шасси модели первого года обучения” на стр. “С чего начать новичку?”). Разработка оказалась столь успешной, что модель, с небольшими доработками, до сих пор является основой учебного процесса в Санкт-Петербурге, широко используется во многих других регионах России, послужила образцом для создания других учебно-спортивных классов моделей.
Сериал «Кубок Чайника» живет уже более 15 лет, он стал самым массовым соревнованием трассовиков Санкт-Петербурга, кузницей кадров для сборной и клубных команд, выезжающих на Всероссийские соревнования.
Долгое время большим успехом пользовался класс моделей грузовиков – седельных тягачей. Грубая простота моделей, доступность материалов, комплектующих изделий и применяемых технологий позволяет сделать грузовики первой моделью для новичков младшего возраста. Рост технического уровня трассового моделизма, возможностей снабжения комплектующими изделиями для спортивных моделей привел к постепенному снижению интереса к грузовикам. Попытки усовершенствовать их успеха не имели, класс был исключен из учебных программ и календаря соревнований.
Возникла потребность в новом учебно-спортивном классе, существенно отличающемся по внешнему виду моделей от популярного «Чайника», но опирающемся на положительный опыт его развития. Выбор пал на «Формулу 1» в масштабе 1:24. Основными аргументами в пользу этого решения стали большая популярность «Формулы» среди любителей автоспорта, наличие большого количества оснастки для изготовления кузовов, оставшейся от старого класса ТА-1 1:24, популярного в 80-ые – начале 90-х годов.
Технические требования и первая разработка появились в начале 2008 года (см. Новый класс F1-1/24) и вызвали большой интерес.
Соревнования в новом классе проводятся уже второй сезон и пользуются успехом, количество моделей быстро растет.
3. – При формировании спортивного календаря и построении всей системы соревнований мы пытались найти ответы на следующие вопросы:
- создание игровых и спортивных стимулов для поддержания интереса к занятиям у учащихся разных возрастов
- обеспечение достаточной соревновательной практики в интересах спортсменов, выезжающих на Всероссийские соревнования
- предъявление руководству информации о развитии направления в целом и каждого коллектива в отдельности
Многолетний поиск привел к созданию следующей системы соревнований:
- спортивный сезон привязан по срокам к учебному году, соревнования происходят с октября по апрель
- в течении сезона проходит три лично-командных комплексных соревнования с зачетом по всем классам, культивируемым в Санкт-Петербурге ( “ТА-Чайник”, F1 – 1:24, Int-32, G-12)
- в дополнение к лично – командным проводятся личные соревнования «Гран При» в классах Int-32 , G-12 и «Кубок Чайника» в классе ТА
- все личные и лично-командные соревнования объединены в сериалы «Гран При» (6 этапов) и «Кубок Чайника» (5 этапов)
- этапы «Гран При» привязана по срокам к выездам на Всероссийские соревнования и сгруппированы в два блока: октябрь и февраль-март. Этапы «Кубка Чайника» проводятся в ноябре- феврале и апреле
- соревнования класса F1 – 1:24 пока проходят только в рамках лично-командных соревнований, но, возможно, со временем будет организован сериал и для них
- успех в сериале котируется среди спортсменов гораздо выше, чем выигрыш отдельного этапа, что подталкивает всех к активной работе по совершенствованию моделей и повышению спортивного мастерства в течение всего учебного года.
4. – Важнейшим инструментом для обеспечения длительного устойчивого интереса к занятиям, стремления к совершенствованию у учащихся является «лестница достижений». Ее контуры определены техническими требованиями к моделям и календарно-тематическим планом образовательной программы, а порядок перемещения по ступеням задают квалификационные ограничения, установленные «Положением о соревнованиях» и индивидуальная работа педагога с учащимися.
Опишу ту лестницу, которая построена в лаборатории «Вираж» Санкт-Петербургского Дворца творчества юных:
- первая ступень – модель класса ТА для участия в соревнованиях категории «Стандарт» «Кубка Чайника» с двигателем «Фалькон-4» либо от активатора центрального замка легковых автомобилей
- вторая ступень – F1-1:24 с такими же моторами, а затем – «Фалькон-7» или «Парма»
- третья ступень – модель класса ТА – «Абсолют» с моторами «Фалькон-7», «Парма» и «Про Слот» по требованиям «Int-32»
- четвертая ступень – модель «Int-32»
- пятая ступень – модель «G-12»
- шестая ступень – модель «F1-1:32», «ES-32», «ES-24»
Общий вид лестницы можно представить так: за «входной дверью» находится широкая первая ступень, ее «веером» окружают вторая – пятая ступени разной высоты. Высоко над пятой ступенью расположена последняя шестая ступень.
Любой новичок попадает на первую ступень и может остаться на ней сколь угодно долго, но только до достижения определенных успехов или начала выступлений в соревнованиях с моделями третьей-пятой ступеней. Для того, чтобы не лишать ребят заслуженных наград и не тормозить работу, запрет выступлений на первой ступени начинает действовать только по окончании спортивного сезона.
Формальных ограничений для выбора пути по «лестнице достижений» нет, но я, используя все свои рычаги влияния на детей и родителей, способствую движению по оптимальному маршруту с постепенным возрастанием сложности работ, скоростных возможностей и цены моделей. В результате происходит постепенное освоение учащимися всех ступеней «лестницы» и одновременная работа на всех возможных уровнях, со второго по пятый. На шестую ступень попадают только те, кто отобран для участия во Всероссийских соревнованиях.
5. – Сильным мобилизующим фактором для учащихся младшего и среднего возраста является перспектива попадания в сообщество «избранных» и, особенно, обладание материальными символами, подтверждающими это.
Для того, чтобы использовать этот инструмент стимулирования активности учащихся на начальном этапе занятий, когда спортивные стимулы еще не работают в полной мере, был придуман клуб «Вираж», разработаны и изготовлены значки двух видов и условия их получения.
Первый (синий) значок получает каждый учащийся лаборатории «Вираж», собравший своими руками модель класса ТА и принявший участие в соревнованиях «Кубка Чайника». Спортивный результат не имеет значения. Второй (оранжевый) значок может получить обладатель синего значка после начала выступлений в классах «Int-32» или «G-12».
Каждый из значков можно получить только один раз, а значит, почти исключена вероятность дарения или обмена значков их обладателями, многократно повышается ценность этих недорогих изданий.
Все описанные мной методические решения тесно взаимодействуют между собой и включены в учебный процесс, как отдельные шестеренки в большой часовой механизм.
Андрей Игоревич Нестеренко,
Руководитель Лаборатории Трассового
Автомоделизма «Вираж» СПбГДТЮ
Санкт-Петербург, 2010
Прим. ред:
В статье были заменены мертвые ссылки с anichkov.ru на страницы нашего сайта.
В 2011 году были изменены названия классов:
G-12 => Production 24
Int-32 => Production 32
Источник: baseold.anichkov.ru
Оригинал документа: Скачать DOC-файл