Ротора спортивных классов
В спортивных классах моделей нет ограничений по выбору обмоток двигателя, а маркировка роторов указывает нам на их параметры обмотки.
Первое число – это количество витков, второе – диаметр провода.
Если, например, Вы видите надпись на роторе 31х27 – это означает, что ротор имеет 31 виток провода диаметром 27. В данном случае число 27 – это размер провода по американскому стандарту проводов AWG.
Чем меньше номер, тем толще провод.
Таблица перевода номеров AWG в миллиметры
Ротора с обмотками толстым проводом имеют более высокие обороты. Однако, толстым проводом много витков не намотаешь, а при малом количестве витков снижается сила магнитного поля и крутящий момент двигателя.
Задача моделиста состоит в том, чтобы подобрать ротор с таким соотношением количества витков и диаметра провода, при котором характеристики двигателя (обороты и крутящий момент) будут оптимальными.
Ротора групп с фиксированными параметрами
Тег или бирка, вклееная в обмотки ротора, указывает о принадлежности ротора к определённой группе двигателей, разрешённых на соревнованиях. В большинстве случаев правилами соревнований запрещено использовать ротора без бирки, а её повреждение свидетельствует о вмешательстве в конструкцию ротора.
На многих моделях роторов можно встретить гравировку с углом опережения коллектора. В нашем случае – 36°. Смена угла опережения коллектора в сторону вращения двигателя позволяет “сдвинуть” пик крутящего момента двигателя на большее число оборотов. Ротора с большим углом (45°) опережения коллектора подходят для более быстрых трасс. А ротора с меньшим (38°) – для трасс с большим количеством поворотов, где важен крутящий момент двигателя при разгоне.
Справку по роторам различных групп смотрите на странице Спецификации роторов.
Подробное описание принципов работы двигателя и о выборе угла опережения вы узнаете из статьи Blueprinting slot car motors.