Тернистый путь “трассы”, 1979

«Время покажет». Эти слова нередко произносят, когда в чем-то сомневаются или, наоборот, что-то утверждают. Можно привести бесконечное множество примеров, когда временной фактор выступал в роли решающего экзаменатора надежности выбранной позиции, правильности намеченного пути, жизненности новых направлений творческой деятельности. Но, видимо, не бывает правил без исключений. Таким исключением стала и судьба трассового автомоделизма. Его положение и статус в нашей стране, несмотря на свою более чем десятилетнюю историю, до сих пор не определились. И сегодня на вопрос — каковы дальнейшие перспективы развития этого вида моделизма? — трудно дать однозначный ответ.

С одной стороны, есть все основания считать, что трассовый автомоделизм получил широкое признание среди школьной молодежи. Его успешно культивируют на многих СЮТ и в КЮТах, в Домах и Дворцах пионеров, в общеобразовательных школах и в технических кружках при ЖЭКах. Ребята с увлечением конструируют миниатюрные автомодели, проектируют и строят трассы. За последние годы во многих городах страны созданы трассы, отвечающие требованиям проведения соревнований самого высокого ранга. Всесоюзные чемпионаты, состоявшиеся по инициативе журнала «Моделист-конструктор» в Риге, Шевченко, Воркуте, полностью подтвердили их высокий технический уровень. Повсеместному распространению нового технического вида спорта среди школьников способствовало и освоение отечественной промышленностью малогабаритных и достаточно надежных электродвигателей.

Все это вместе взятое вселяло надежду: недалек тот день, когда трассовый автомоделизм будет самым серьезным образом рассматриваться органами народного образования как важное средство профессиональной ориентации школьников. Не вызывала сомнений и позиция ДОСААФ — поддержат! Ведь в воспитании и пополнении рядов спортсменов классического автомоделизма заинтересована прежде всего Федерация автомодельного спорта СССР.

Шли годы, но эти надежды так и не оправдались. Трассовый автомоделизм, появившийся у нас благодаря инициативе энтузиастов технического творчества учащейся молодежи и при активной поддержке нашего журнала, так и остался на положении «незаконнорожденного», официально не признанного вида моделизма.

Вот почему сегодня приходится говорить и о другой, негативной стороне, мешающей дальнейшей популяризации трассового автомоделизма среди школьников.

Уже давно настало время дать права гражданства этому техническому виду спорта, утвердить единые положения и правила соревнований, ввести классификационные нормы присвоения спортивных разрядов, планировать чемпионаты страны и проводить их на официальных началах.

А пока компетентные организации все примеряются к поставленным жизнью вопросам, приверженцы «трассы», преодолевая огромные трудности, на общественных началах, при поддержке лишь местных органов образования и комитетов комсомола делают все возможное, чтобы это перспективное направление технического творчества школьников получало дальнейшее развитие. Яркое свидетельство тому — уже ставшие традиционными в период зимних каникул ежегодные матчевые встречи школьных команд городов, областей и республик Советского Союза по трассовому автомоделизму на призы журнала «Моделист-конструктор» и Коми обкома ВЛКСМ.

Инициатором соревнований каждый раз выступает дружный коллектив Воркутинского Дворца пионеров и школьников имени 50-летия Великого Октября. И это не случайно: в последнее время Коми АССР стала общепризнанным центром трассового автомоделизма в нашей стране. Здесь практически во всех городах и поселках ребята занимаются этим техническим видом спорта, здесь работают руководителями кружков и тренерами школьных команд настоящие энтузиасты своего дела, и, наконец, здесь на территории республики, в заполярной Воркуте лучшая спортивная трасса. Ее конструктивное решение и техническое оснащение: сложный профиль, электронный счетчик кругов, вариация рабочего напряжения от 6 до 12 В, возможность одновременного старта четырех автомоделей — позволяет говорить о ней как о своеобразном экспериментальном полигоне. Спортсмены- трассовики уже на протяжении ряда лет проверяют на ней воплощение своих замыслов, творческих поисков, оттачивают мастерство вождения.

Как уже отмечалось, трассовый автомоделизм получил постоянную прописку во многих уголках Советского Союза. Это еще раз убедительно подтвердила география участников VII матчевой встречи, состоявшейся в самом начале 1979 года: несмотря на сложные метеорологические условия и дальность расстояния, в Воркуту прибыли 23 команды — из Москвы, многих союзных республик, городов и областей Дальнего Востока, Урала, Центральной России.

Свыше 100 автомоделей было представлено технической комиссии. Для спортсменов это ответственный этап: от того, как будут оценены модели, во многом зависит и стратегия борьбы на трассе. Каждый лишний полученный балл за техническое исполнение давал возможность команде начать соревнование, имея в запасе зачетные круги. Вот почему, готовясь к новым стартам, юные конструкторы обращают особое внимание на соответствие моделей прототипу, качество изготовления шасси, колес, макета водителя и номерных знаков, пропорциональность деталей наружной облицовки, отделку салона. Одним словом, успех будущих выступлений закладывается в технических кружках и лабораториях — там, где под руководством своих наставников ребята получают навыки рабочих профессий, учатся творчески подходить к поиску ответов на технические вопросы.

Как и в предыдущие годы, стендовую оценку проходили модели класса «А» — копии гоночных автомобилей І, ІІ, ІІІ формул с открытыми колесами; класса «В» — копии легковых серийных не менее чем четырехместных машин и класса «С» — свободной, собственной конструкции с закрытыми колесами. Автомодели класса «Д» не оценивались баллами, но они также представлялись техкому. Согласно положению о проведении соревнований на этих машинах должны быть установлены кузова из бумаги и двигатели отечественного производства. Ограничения введены для того, чтобы дать возможность ребятам младшего возраста (до 12 лет), которые еще незнакомы с основами электротехники и методами обработки стеклопластика и бальзы, самим, без помощи взрослых, подготовиться к соревнованиям. Кстати, забегая вперед, хотелось бы отметить, что некоторые команды, например Литвы, по достоинству оценив возможности бумаги в качестве исходного материала для конструирования, привезли в Воркуту модели всех четырех классов с бумажными кузовами. Литовские автомодели по сравнению с другими имели ряд преимуществ: облегченную конструкцию и более низкий центр тяжести. При столкновении на трассе они, как правило, не разбивались и не теряли деталей, без которых нельзя было продолжать движение.

Результаты работы технической комиссии выявили среди команд матча группу лидеров. В нее вошли хозяева трассы — ребята из Воркутинского Дворца пионеров и школьников, Дома культуры и средней школы № 36 поселка шахты Хальмер-Ю Коми АССР, Кустанайской областной станции юных техников и республиканской СЮТ Литвы. Модели именно этих коллективов привлекали внимание большой аудитории зрителей своим внешним видом, тщательностью отделки, максимальной деталировкой. Многие микромодели копировали и работу отдельных узлов и агрегатов прототипов: включение сирены, внешних осветительных приборов, подъем капота и крышки багажника и т. д. Такой скрупулезный подход к разработке автомоделей и позволил этим командам намного оторваться по зачетным баллам от остальных конкурентов.

И, наконец, старты. Буквально с самых первых заездов на дорожках развернулась захватывающая бескомпромиссная спортивная борьба. Коллективы, которые не смогли получить на стенде необходимое количество баллов, стремились наверстать упущенное у пульта управления. И здесь вступал в силу такой фактор, как умение тонко чувствовать поведение автомоделей на разных участках трассы. Но, пожалуй, решающее слово оставалось за самой конструкцией: как она подготовлена к этим испытаниям, какие технические задумки воплощены при ее создании. А варианты были самые разнообразные.

Прежде всего, об общей тенденции подхода к выбору прототипа. Даже при беглом осмотре всего представленного «автопарка» независимо от классов бросалось в глаза стремление юных конструкторов взять за основу копирования приземистые машины с низким центром тяжести, укороченной базой и широкой колеей. Сочетание таких технических данных обеспечивало копии приближение по своему внешнему контуру (при виде сверху) к геометрической форме квадрата, которая намного повышает устойчивость модели на крутых виражах.

О «сердце» модели — электродвигателе — особый разговор. Еще совсем недавно, два-три года тому назад, каждый спортсмен непременно стремился вооружить свою автомодель двигателем «Пико» (ГДР) или, «Игла» (ЧССР). Отличительная черта соревнований этого года — массовое применение двигателей отечественного производства — таких, как ДК-5-19, ДП-6, ДП-5, «Норма». Их небольшие размеры и сравнительно малый вес обеспечивали наилучшую компоновку. Чтобы повысить мощность мотора (увеличить число оборотов), юные техники нередко прибегали к их доработке. В основном она сводилась к установке подшипников качения вместо капроновых втулок, перемотке обмоток и спариванию двигателей. А в результате число оборотов доводилось до 30 тыс. вместо 5- 5,5 тыс. по паспорту. Такие электродвигатели на протяженных прямых участках трассы не перегревались и свободно выдерживали напряжение до 12 B.

Следующий, не менее ответственный узел — редуктор. Его назначение — передавать крутящий момент (вращение) с вала двигателя на колеса. Здесь принципиальных конструктивных разногласий не было: передаточное отношение подбиралось в пределах от 1:4 до 1:5, вращение заднего ведущего моста осуществляли шестерни. Необходимо заметить, что на трассе получали выигрыш те спортсмены, которые использовали конические или тарельчатые шестерни. Благодаря их применению двигатель удавалось расположить так, чтобы вес модели распределялся на задний и передний мосты в наиболее целесообразной пропорции — 60 к 40%. При этом соотношении модель в движении касается полотна трассы всеми четырьмя колесами.

И еще об одной новинке: ее продемонстрировала команда города Читы, заявив по классу «А» автомодель с оригинальным решением передачи крутящего момента на колеса, которые крепились непосредственно на осях двух двигателей марки ДП-10. К сожалению, эта копия не смогла полностью проявить свои скоростные данные из-за слишком тяжелого корпуса.

Несколько слов о токосъемниках и щетках. Несмотря на кажущуюся внешнюю конструктивную простоту этих узлов, от их решения во многом зависят и устойчивость модели на трассе, и бесперебойная подача тока к двигателю. Как показали заезды, правильный выбор места крепления рычага, токосъемного механизма (им является центр тяжести автомодели), а также его самовозврат в нейтральное положение исключали случаи схода машин с дорожек при прохождении ими виражей. Выбор же оплетки коаксиального кабеля в качестве исходного материала для токосъемных щеток обеспечивал их хороший контакт с шинами трассы и тем самым постоянное питание электродвигателя.

Не остались без внимания юных техников и такие узлы, как корпус, шасси, колеса. При их изготовлении учитывались два фактора: прочность и легкость. Все автомодели только в предварительных заездах четырежды выходят на старт, меняя номера дорожек. И каждый раз они должны быть исправными — таково неумолимое требование соревнований, но от столкновений и даже падений не застрахована ни одна из них. От веса же этих узлов, а тем самым и всей модели во многом зависит и ее скорость. Вот почему липа, бальза, стеклоткань и даже бумага — самые распространенные материалы для изготовления корпусов, а дюралюминий и проволока — для шасси. И, наконец, о подрессоривании переднего моста. Оно не лишнее: спортсмены, не пожалевшие времени для его выполнения, были сполна вознаграждены. Модели, не снижая скорости, уверенно проходили неровные участки трассы.

Столь подробное внимание к техническому оснащенню автомоделей вызвано необходимостью подвести некоторые итоги многолетнего творческого поиска юных техников, а также еще раз подчеркнуть, что трассовый автомоделизм — хорошая школа подготовки ребят к завтрашней самостоятельной трудовой жизни.

Нередко еще полемизируется и такой вопрос: присутствует ли сам спорт в трассовом автомоделизме? Ответ здесь может быть только однозначный: присутствует, и в достаточной мере. Такие качества, как собранность, выдержка, быстрота реакции, воля к победе, выработка оптимальной тактики борьбы, без которых в любом виде спорта невозможно рассчитывать на успех, присущи и трассовикам. Именно эти качества и позволили командам Воркуты, поселка шахты Хальмер-Ю, Кустаная, Литвы намного оторваться от других коллективов. А о напряженности самой спортивной борьбы говорит хотя бы такой факт: буквально до самого последнего заезда никто не брался назвать победителя.

Первое место завоевала 1-я команда Воркутинского Дворца пионеров и школьников, ей вручены кубки Коми обкома ВЛКСМ и журнала «Моделист-конструктор». На втором — спортсмены Дома культуры поселка шахты Хальмер-Ю. Коллектив Кустанайской областной станции юных техников занял третью ступеньку пьедестала почета.

В личном зачете во всех четырех классах первенствовали хозяева трассы: Валерий Иванов, Юрий Щербань, Владимир Федик и Михаил Денисов. Все они воспитанники Евгения Ломтева, одного из инициаторов развития трассового автомоделизма в нашей стране.

VII матчевая встреча по трассовому автомоделизму среди школьных команд городов и областей Советского Союза успешно финишировала. Она с особой силой продемонстрировала жизненность нового направления технического творчества учащейся молодежи, возросшее спортивное мастерство трассовиков. Вписана еще одна яркая страница в историю развития популярного среди школьников технического вида спорта.

Разъезжаясь по домам, юные спортсмены на прощание говорили друг другу — до новых встреч, до новых стартов! А состоятся ли они? На этот вопрос в самое ближайшее время должны дать ответ все заинтересованные организации, и прежде всего Федерация CCCP, автомодельного спорта ЦК ДОСААФ. Слово за ними.

А. РАГУЗИН,
наш спец. корр.,
г. Воркута

Автомодель класса «A»
Автомодель класса «B»
Автомодель класса «C»
Автомодель класса «D»

За большую работу по пропаганде научно-технического творчества среди детей и подростков, активное участие в развитии трассового автомоделизма среди школьников дипломами журнала «Моделист-конструктор» награждены: Ю. А. Давыдов — первый секретарь Воркутинского горкома ВЛКСМ, А. Г. Американов — директор, С. Г. Сазоненко — заведующий отделом техники, Е. Ю. Ломтев — руководитель кружка технического моделирования Воркутинского Дворца пионеров и школьников имени 50-летия Великого Октября.

На трассе в Воркуте

Фото А. Рагузина

VII МАТЧЕВАЯ ВСТРЕЧА ШКОЛЬНЫХ КОМАНД ПО ТРАССОВОМУ АВТОМОДЕЛИЗМУ

Около 100 юных спортсменов из Москвы, многих союзных республик, городов и областей Сибири, Урала, Дальнего Востока и Центральной России во время зимних школьных каникул успешно соревновались на заполярной воркутинской трассе.


Источник: “Моделист-Конструктор” №5, 1979, 46-48 с., обложка 3 с.
Оцифровка: Андрей Колегов, подготовка фото моделей – Диана Лузянина
Журнал: Моделист-Конструктор 1979-05.pdf