На трассе — Cummins Diesel Special, 2000

Трассовый моделизм является весьма популярным в тех детских учреждениях, которые смогли сохранить или даже построить новые гоночные трассы. Именно в них и продолжается работа по созданию новых трассовых моделей, совершенствованию их ходовых качеств — устойчивости на виражах, приемистости, быстроходности.

Как известно, успех в любых трассовых соревнованиях в первую очередь зависит от применяемого на моделях электродвигателя. Сегодня в специализированных магазинах вполне можно приобрести современные миниатюрные моторы с самарий-кобальтовыми магнитами, которые при собственной массе чуть выше 10 г способны развивать мощность свыше 100 Вт. И вторая составляющая успеха — удачная конструкция рамы, которая в трассовой модели выполняет еще и функцию подвески и, как правило, представляет собой стальную или титановую пластину сложной конфигурации, одни элементы которой являются амортизаторами, другие — торсионами, третьи — частями жесткой рамы.

Впрочем, в специализированных магазинах можно приобрести не только комплектующие для трассовых моделей, но и саму модель. Однако настоящего трассовика вряд ли устроит победа на покупной модели, да и для подавляющего большинства мальчишек покупка такой модели вряд ли окажется по карману.

Итак, самодельная трассовая модель. Прототипом ее стал гоночный автомобиль CUMMINS DIESEL Special, победитель в 500-мильных гонках 1952 года на треке в городе Индианаполисе (штат Индиана, США). Сегодня легендарная машина — экспонат музея Indianapolis Motor Speedway Hall of Fame, в коллекции которого собраны гоночные автомобили, сыгравшие заметную роль в истории автоспорта.

Одноместный гоночный автомобиль CUMMINS DIESEL Special оснащался 6-цилиндровым двигателем CUMMINS JF мощностью 353 кВт (480 л.с.) при 4800 об/мин, способным разогнать болид до скорости 220 км/ч. Машина оснащалась дисковыми тормозами на всех четырех колесах.

CUMMINS DIESEL Special весьма привлекателен для начинающих моделистов в виду предельной простоты корпуса без сколько-нибудь сложных деталей. Такой корпус несложно выклеить по болванке или в матрице из эпоксидной смолы и тонкой стеклоткани.

Разумеется, наилучшие результаты дает выклеивание в матрице. Чтобы сделать ее, потребуется точно изготовленная мастер-модель. Лучший материал для нее — липа, которая прекрасно обрабатывается — пилится, режется и шлифуется. На готовую, идеально отполированную мастер-модель наносится разделительный слой (паркетная мастика с последующей располировкой), после чего нижняя часть мастер-модели оклеивается несколькими слоями стеклоткани и оклеенная часть помещается в короб, заполненный эпоксидной композицией, замешанной на обычном речном песке. После отверждения связующего матрица тем же способом снимается и с верхней части мастер-модели.

Готовые полуматрицы изнутри покрываются разделительным слоем, и на них наносится краска, составленная из эпоксидной смолы, магнезии и художественной масляной краски. Когда эпоксидный краситель частично полимеризуется, полуматрицы оклеиваются изнутри тонкой стеклотканью в несколько слоев.

После отверждения связующего готовые «корки» извлекаются из полуматриц, зачищаются и взаимно подгоняются друг к другу.

Рама модели, на которой монтируются двигатель, ходовая часть и токосъемник, спаяна из стальной проволоки. Конструкция ее предельно упрощена, все стыки выполняются с помощью тонкой медной проволоки с последующей тщательной пайкой места стыка. Корпус токосъемника — фторопластовый, щетки — из экранной оплетки антенного кабеля — монтируются на нем с помощью бандажей из тонкой медной проволоки с последующей пропайкой.

Электродвигатель трассовой модели — самодельный, способный развивать мощность около 70 Вт, чего вполне достаточно для выступления в соревнованиях. Двигатель этот собирается из двух моторов ДК-5-19 или им подобных по методике трассовика А.Алексеева. Достаточно подробно о таком двигателе рассказывалось в «М-К» № 11 за 1989 год, однако об основных этапах изготовления мотора стоит упомянуть еще раз.

Нужно сказать, что от промышленных двигателей все-таки потребуются пластины, из которых набирается якорь, изготовить которые самостоятельно не так-то просто. Ну а магнитная система нового мотора собирается из пары магнитов от дверных мебельных защелок типа МЗ-3, которые обеспечивают напряженность магнитного поля, сопоставимую с параметрами самарий-кобальтовых магнитов.

Схема имитации спиц колеса:
1 — ступица, 2 — проволока медная, луженая.
Схема сборки магнитопровода электродвигателя:
1 — магнитопровод (отожженое железо s1); 2 — магнит (от магнитной защелки МЗ-3); 3 — крышка (дюралюминий).

Магнитопровод, объединяющий два магнита, выгибается из полос мягкого отожженого железа толщиной около 1 мм на оправке диаметром 11,9 мм. Чтобы на стыках магнитной системы сопротивление было бы минимальным, площадки магнитопровода тщательно пришлифовываются к магнитам, а затем детали склеиваются эпоксидной смолой с обжатием швов ручными тисочками. После отверждения связующего узел растачивается до такого диаметра, при котором зазор между магнитопроводом и якорем составляет 0,1 мм.

Пластины якоря монтируются на стальной вал диаметром 2 мм двумя блоками с зазором между ними около 0,7 мм. С торцов на якорь дополнительно насаживаются самодельные стальные пластины толщиной 1 мм, предназначенные для финишной балансировки якоря, при которой в пластинах высверливаются отверстия-облегчения.

Зоны якоря, в которых будут располагаться обмотки, оклеиваются тонкой бумагой на клее БФ-2. Этим же клеем пропитываются и обмотки с последующей горячей сушкой при температуре не выше 90 °С.

Коллектор двигателя располагается на валу якоря, непосредственно перед подшипником. Выводы обмоток якоря проходят через прорези в текстолитовой трубке-проставке, располагающейся между валом диаметром 2 мм и подшипником с внутренним диаметром 4 мм. После сборки коллектора прорези также заливаются эпоксидным клеем.

Передача вращающего момента на вал заднего моста производится с помощью зубчатой пары с передаточным числом 1:5, состоящей из цилиндрической шестерни, установленной на валу двигателя, и тарельчатого зубчатого колеса на валу задних колес. Колеса модели — упрощенной конструкции, с точеными дисками из магниевого сплава и шиной из пористой резины. На колесах воспроизводятся спицы, сделанные из луженой медной проволоки, пропущенной через полумиллиметровые отверстия, просверленные по окружности диска.

И.СЕРЕБРЯНЫЙ


Источник: “Моделист-Конструктор” № 1, 2000, 23-25 с.
Оцифровка: modelist-konstruktor.com
Журнал:
Моделист-Конструктор 2000-01.pdf