На трассе и кордодроме — «Пежо-205», 1985

«Пежо-205 турбо 16» — таково полное название французского автомобиля, созданного специально для соревнований — ралли на базе серийной модели «205». Несколько таких машин дебютировало в минувшем году на международных гонках и чемпионатах, во многом оправдав возлагавшиеся на них надежды конструкторов и гонщиков.

К удивлению специалистов, для этого спортивного автомобиля была выбрана колесная формула 4х4, означающая, что все четыре колеса машины — ведущие. И такой выбор был предопределен вовсе не стремлением повысить проходимость машины по бездорожью — автомобили этой схемы гораздо устойчивее на виражах.

Двигатель четырехтактный, четырехцилиндровый, водяного охлаждения, его рабочий объем составляет 1775 см³, а развиваемая мощность достигает 235 кВт (около 320 л. с.) при частоте вращения коленвала 8 тыс. об/мин. Правда, максимальный крутящий момент — он составляет 343 н-м — достигается при 5 тыс. об/мин. Мотор снабжен турбонагнетателем с системой охлаждения подаваемого воздуха, что существенно повышает коэффициент наполнения цилиндра и массу топливного заряда, и в итоге позволяет с мотора практически «жигулевского» объема снимать более чем утроенную мощность.

Двигатель имеет два распределительных вала, причем впуском и выхлопом в каждом цилиндре управляют четыре клапана. Он расположен сзади, поперечно, перед задним мостом. При этом раздаточная коробка и пятиступенчатая коробка передач находится непосредственно за водительским креслом. Подвеска всех четырех колес независимая, на спиральных пружинах, каждое колесо закреплено на двух треугольных в плане качалках. Внутри спиральных пружин смонтированы амортизаторы, эффективно гасящие колебания кузова. При необходимости (в зависимости от предполагаемых дорожных условий) элементы подвески могут заменяться: это дает возможность регулировать клиренс (дорожный просвет) от 120 до 200 мм.

Кузов — двухдверный, с откидывающейся задней частью, что обеспечивает удобный доступ в моторный отсек. Машина сделана двухместной — для соревнований больше и не требуется. Задняя часть кузова усилена встроенным трубчатым каркасом, гарантирующим несминаемость тонкой оболочки корпуса при опрокидывании автомобиля.

Световое оборудование «Пежо-205» следующее: спереди располагаются светоблоки — каждый состоит из фары в форме неправильного четырехугольника и указателя поворота; сзади — «габариты», стоп-сигналы и указатели поворота, также объединенные в блоки. Спереди, на спойлере, смонтированы две дополнительные противотуманные фары. Кстати, спойлеры — передний и задний — имеют глубокие выштамповки, имеющие вид традиционных бамперов, фактически отсутствующих в этом автомобиле.

Для форсированного двигателя потребовалась и мощная система охлаждения, и, как следствие, развитые воздухозаборники. Конструкторам удалось спроектировать их такими, что внешний вид автомобиля при этом практически не пострадал. В каждый борт они врезали по два заборника: один между облицовкой откидной задней части и окном, другой — непосредственно перед задним колесом.

Масса снаряженного автомобиля составляет 980 кг, при этом на передние колеса приходится 440 кг, а на задние — 540.

Спортивные автомобили «Пежо-205 турбо 16» окрашиваются в белый цвет; либо имеют оттенок типа «белая ночь» колесные диски того же цвета. При отделке используются комбинации красного, темно-синего, синего и желтого цветов.

Советы по моделированию

Спортивный автомобиль «Пежо-205 турбо 16» — благодатный объект для моделирования, причем в равной степени интересно использовать его как прототип для трассовой модели в масштабе 1:24, так и для постройки кордовой, в расчете на применение двухвального автомодельного двигателя «Темп».

Изготовление трассовой надо начинать с рамы. Проще всего выполнить ее в виде плоского жестяного поддона с отбортовками, дублированными запаянной в них стальной проволокой. Способы крепления и расположение двигателя будут зависеть от выбранной схемы привода. Учтите, что переднеприводная машина лучше проходит криволинейные участки трассы, а привод на задние колеса позволяет увереннее набирать скорость при движении по прямой. Неплохие результаты дает установка двигателя на обе оси — и на переднюю и на заднюю — ведь не случайно же и конструкторы «Пежо-205» выбрали для своего автомобиля колесную формулу 4х4.

Кузов модели выклеивается из ткани и эпоксидной смолы, однако формы прототипа позволяют и спаять корпус из жестяных панелей, выколоченных на деревянной болванке. Не забудьте, что задняя часть кузова откидывается вверх — это неплохо воспроизвести и на модели.

Колесные диски без декоративных колпаков, каждый имеет 12 отверстий и крепится к ступице четырьмя гайками.

Токосъемник — стандартный, хорошо отработанный на множестве моделей. Направляющий полоз — текстолитовый или из оргстекла, скользящие контакты — из оплетки экранированного провода или бронированного кабеля. Рамку токосъемника лучше всего спаять из проволоки ОВС.

Кордовую модель-копию советуем выполнить в масштабе 1:12. При этом двигатель типа «Темп» монтируется в кузове особенно удачно. Приемлемыми получаются и колея, и диаметр колес. Двигатель рекомендуем подвесить на модель так, как это делают в автомодельном кружке облСЮТ города Кустаная (см. «М-К» № 11 за 1984 год) — с шарнирным креплением за рубашку цилиндра и подрессориванием спиральной пружиной.

Такой способ подвески заднего моста предопределяет использование рамы коробчатой формы. Кстати, швеллер окажется удобным и при установке передних колес — их ведь тоже желательно подрессорить.

Кузов придется выклеить из двух половин либо использовать разъемный или же легкоразрушаемый болван. Особенно тщательно придется проработать заднюю часть модели с воздухозаборниками сложной формы, выштамповками на задней панели и спойлере, декоративными решетками.

При воспроизведении остекления имейте в виду, что на автомобиле нет ни одного плоского стекла все они криволинейной формы.


Источник: “Моделист-Конструктор” №1, 1985, 21-22 с.
Оцифровка: Андрей Колегов
Журнал: Моделист-Конструктор 1985-01.pdf