На трассе – автополукопия, 1988

Уже десять лет лаборатория технического моделирования станции юных техников в Ростове-на-Дону проводит на сорокаметровой автотрассе городские соревнования. В них участвуют коллективы кружков детских клубов при ДЭЗах. Программа состязаний на переходящий кубок включает спринтерскую гонку на 40 м, марафонский заезд на 120 м и командную эстафету 3×40 м. Борьба идет буквально за каждую долю секунды. Выиграть же гонку совсем непросто — модели юного спортсмена предстоит преодолеть крутые подъемы и спуски, порой сочетающиеся с поворотами и боковыми наклонами, эстакаду и такие участки, где подбрасывает, как на булыжной мостовой.

Для детей подобные соревнования — не только увлекательная и захватывающая игра. Это еще и школа приобретения конструкторских навыков, спортивного мастерства, воспитания характера, первая ступенька на пути к «большому» трассовому моделизму. И что особенно важно — путь этот открыт уже для ребят младшего школьного возраста, занимающихся в кружках начального технического моделирования. Устройство моделей-полукопий несложно — с их постройкой справляются и первоклассники, в конструкции нет никаких дефицитных материалов.

Как показало время, спортивно-технические соревнования заметно активизируют работу кружков по месту жительства. В пользу подобных трасс свидетельствует и тот факт, что, кроме монорельсовой «дорожки» СЮТ, подобные трассы действуют ныне уже в семи районах Ростова-на-Дону.

ОПИСАНИЕ ТРАССЫ

Основанием трассы может служить строительная фанера толщиной 4—5 мм или древесно-волокнистая плита. Последняя предпочтительнее, поскольку ДВП не коробится и не трескается со временем от напряжений на изгибах. Чтобы обеспечить лучшее сцепление колес модели с «дорожкой», для рабочей поверхности используется фактурная сторона плиты.

Монтаж полотна  трассы:
Слева показан вариант крепления основания на деревянной стойке,
справа — на металлическом или деревянном угольнике

Крутые и пологие горки, эстакады, участки с поперечными наклонами образуют, поднимая полотно на цельные деревянные или собранные из металлических уголков опоры. Плита или фанера фиксируется с помощью гвоздей и клея, к уголкам плотно крепится на винтах с потайными головками. Жесткость конструкции усилена бортами, предохраняющими сошедшую с шин модель от падения с трассы. Борта делают из того же материала, что и полотно, и прикрепляют их к продельным рейкам или уголкам.

Монорельс:
1 — картонный элемент направляющей,
2 — скобообразный кронштейн шины,
3 — токопроводящая шина.

Для направляющей монорельса нарезают из миллиметрового картона полоски шириной 10 мм. Лучше всего делать это остро заточенным ножом по линейке. Отдельные картонные детали соединяют на клее ПВА в два слоя, причем стыки полосок правой и левой стороны сдвигают друг относительно друга на 30—35 мм, чтобы потом концы «звеньев» можно было соединить внахлест. Разметив на полотне трассы середину каждой колеи, устанавливают по разметке картонные направляющие монорельса и прикалывают их булавками. В местах вертикальных изгибов трассы в заготовке ножницами, делают вертикальные надрезы глубиной до 6 мм — на подъемах и спусках внизу, на вершинах изгибов — сверху. Окончательно установленные направляющие дважды покрывают жидким клеем, после его высыхания булавки вынимают и основание красят под цвет полотна дороги, а белой краской наносят разграничительные линии. Для фиксации токопроводящих шин, выполненных из медного провода толщиной 1 мм без изоляции, из выпрямленных канцелярских скрепок заготавливают кронштейны-скобки. Проколов тонким шилом отверстие в направляющей на стыке двух слоев, вставляют скобку, обжимают плоскогубцами и сверху закрепляют каплей клея. Следующую скобку ставят с другой стороны направляющей. Расстояние между точками крепления шины не должно превышать 50 мм. Токонесущие провода припаивают к скобкам на уровне верхнего края направляющей, стыки шин — внахлест, с пропайкой соединения и последующей зачисткой напильником.

Электрическая схема трассы.

Блок питания двухдорожечной трассы состоит из трансформатора типа Т-100 и двух выпрямителей, собранных на диодах достаточной мощности, например, Д 243. Обе части первичной обмотки трансформатора, размещенные на двух катушках, соединяют перемычкой, а вместо удаленных вторичных обмоток наматывают новые — три секции по 11 витков провода ПЭЛ ⌀ 1,0—1,5 мм. Трансформатор и выпрямители, закрытые кожухами, монтируют на опоре основания трассы в районе старта-финиша. Выносные пульты управления соединяют с блоком питания витыми проводами. Выпрямленное напряжение подается к шинам по пропущенным через отверстия в основании и припаянным к скобкам проводам.

ОПИСАНИЕ МОДЕЛЕЙ

Автомодели, с которыми юные спортсмены принимают участие в соревнованиях, делятся на три класса: А — карт, Б — багги, легковые автомобили, В — экспериментальные машины.

Рама шасси, собранная из деталей конструктора и подготовленная к пайке.

Рама карта собирается из деталей детского конструктора. Две планки с одиннадцатью отверстиями (шаг отверстий — 10 мм) и две поперечные скобы с отверстиями по схеме 1—3—1 скрепляются винтами, после пропайки соединения их вынимают. Боковые предохранительные дуги сгибают из проволоки (велосипедные или вязальные спицы) и также припаивают к раме.

Колеса кружковцы делают из… шашек! Точно просверлить отверстие в центре каждой шашки помогает вкладыш-кондуктор, незаменимый при «поточном» изготовлении моделей. Шины — это кольца шириной 10 мм, вырезанные из велокамеры и зафиксированные на ободе резиновым клеем или «Моментом».

Передние колеса свободно вращаются на винтах — полуосях длиной 15 мм. Ступицами служат шайбы, приклеенные на эпоксидке или «Моменте». Если представится возможность, лучше заклеить в колеса небольшие шарикоподшипники. Соединения узла при сборке аккуратно промажьте небольшим количеством клея. Тогда даже при длительной эксплуатации модели колеса не разболтаются.

Задняя ось — ровный пруток ⌀ 4 мм и длиной 65 мм. Такие детали есть в детском конструкторе, можно воспользоваться и вязальной спицей. На одном конце оси нарезается резьба М4 на длину 10 мм, на противоположном — 30 мм. Из оргстекла или фанеры толщиной 5 мм выпиливается шкив рабочим ⌀ 28 мм, точно в его центре сверлится отверстие и ребром трехгранного напильника пропиливается канавка под пассик, передающий вращение от двигателя на заднюю ось. Пассик, резиновое колечко шириной 2 мм, тоже отрезается от старой велокамеры.

Микродвигатель крепится на раме уголком от конструктора и хомутиком — полоской белой жести шириной 29 и длиной около 100 мм. Концы полоски загибаются так, чтобы корпус моторчика можно было надежно зафиксировать, стиснув хомутик, а посредине полоски припаивается уголок. После обертывания двигателя хомутиком его концы стягиваются тонкой медной проволокой. На вал электромотора надевается отрезок снятой с провода изоляционной трубки. Затем двигатель привинчивается к раме.

Из текстолита или гетинакса толщиной 2 мм выпиливается пластика 20X40 мм и тремя винтами притягивается к передней скобе-поперечине рамы. На среднем винте пайкой фиксируется имитация рулевой колонки со штурвалом. Примерно посредине рамы устанавливается еще одна перемычка, на которой размещается картонное сиденье «гонщика».

Стойка с токосъемником, одного полюса питания.

В дополнительные передние отверстия изоляционной пластины вставляются две направляющие стойки длиной по 30 мм. Их отпиливают от резьбовой шпильки, входящей в набор конструктора, или нарезают резьбу на спице ⌀ 4 мм. Токосъемники сгибают из стальной пружинной проволоки ⌀ 0,6—0,8 мм, петли для них — из белой жести. Придерживая петли плоскогубцами, их припаивают к стойкам. Зазор между стойками и плоскостью, на которой стоит модель, должен быть минимальным. Надежность контакта между токосъемниками и токонесущими шинами обеспечивается сжатием проволок обмоткой из резиновых нитей. Их натяжение регулируется намоткой на винты крепления сиденья. К выводам «щеток» на задней крышке электромоторчика припаиваются гибкие провода. Они соединяют двигатель со стойками.

Рамы «багги» и легкового автомобиля по конструкции и схеме повторяют модель карта, а их кузова изготавливаются из тонкого картона или ватмана. Здесь все зависит от фантазии юного автоконструктора.

Е. РЯБЧИКОВ,
г. Ростов-на-Дону


Источник: “Моделист-Конструктор” № 1, 1988, с 23-24
Оцифровка: modelist-konstruktor.com
Журнал: Моделист-Конструктор 1988-01.pdf