Уже десять лет лаборатория технического моделирования станции юных техников в Ростове-на-Дону проводит на сорокаметровой автотрассе городские соревнования. В них участвуют коллективы кружков детских клубов при ДЭЗах. Программа состязаний на переходящий кубок включает спринтерскую гонку на 40 м, марафонский заезд на 120 м и командную эстафету 3×40 м. Борьба идет буквально за каждую долю секунды. Выиграть же гонку совсем непросто — модели юного спортсмена предстоит преодолеть крутые подъемы и спуски, порой сочетающиеся с поворотами и боковыми наклонами, эстакаду и такие участки, где подбрасывает, как на булыжной мостовой.
Для детей подобные соревнования — не только увлекательная и захватывающая игра. Это еще и школа приобретения конструкторских навыков, спортивного мастерства, воспитания характера, первая ступенька на пути к «большому» трассовому моделизму. И что особенно важно — путь этот открыт уже для ребят младшего школьного возраста, занимающихся в кружках начального технического моделирования. Устройство моделей-полукопий несложно — с их постройкой справляются и первоклассники, в конструкции нет никаких дефицитных материалов.
Как показало время, спортивно-технические соревнования заметно активизируют работу кружков по месту жительства. В пользу подобных трасс свидетельствует и тот факт, что, кроме монорельсовой «дорожки» СЮТ, подобные трассы действуют ныне уже в семи районах Ростова-на-Дону.
ОПИСАНИЕ ТРАССЫ
Основанием трассы может служить строительная фанера толщиной 4—5 мм или древесно-волокнистая плита. Последняя предпочтительнее, поскольку ДВП не коробится и не трескается со временем от напряжений на изгибах. Чтобы обеспечить лучшее сцепление колес модели с «дорожкой», для рабочей поверхности используется фактурная сторона плиты.
Крутые и пологие горки, эстакады, участки с поперечными наклонами образуют, поднимая полотно на цельные деревянные или собранные из металлических уголков опоры. Плита или фанера фиксируется с помощью гвоздей и клея, к уголкам плотно крепится на винтах с потайными головками. Жесткость конструкции усилена бортами, предохраняющими сошедшую с шин модель от падения с трассы. Борта делают из того же материала, что и полотно, и прикрепляют их к продельным рейкам или уголкам.
Для направляющей монорельса нарезают из миллиметрового картона полоски шириной 10 мм. Лучше всего делать это остро заточенным ножом по линейке. Отдельные картонные детали соединяют на клее ПВА в два слоя, причем стыки полосок правой и левой стороны сдвигают друг относительно друга на 30—35 мм, чтобы потом концы «звеньев» можно было соединить внахлест. Разметив на полотне трассы середину каждой колеи, устанавливают по разметке картонные направляющие монорельса и прикалывают их булавками. В местах вертикальных изгибов трассы в заготовке ножницами, делают вертикальные надрезы глубиной до 6 мм — на подъемах и спусках внизу, на вершинах изгибов — сверху. Окончательно установленные направляющие дважды покрывают жидким клеем, после его высыхания булавки вынимают и основание красят под цвет полотна дороги, а белой краской наносят разграничительные линии. Для фиксации токопроводящих шин, выполненных из медного провода толщиной 1 мм без изоляции, из выпрямленных канцелярских скрепок заготавливают кронштейны-скобки. Проколов тонким шилом отверстие в направляющей на стыке двух слоев, вставляют скобку, обжимают плоскогубцами и сверху закрепляют каплей клея. Следующую скобку ставят с другой стороны направляющей. Расстояние между точками крепления шины не должно превышать 50 мм. Токонесущие провода припаивают к скобкам на уровне верхнего края направляющей, стыки шин — внахлест, с пропайкой соединения и последующей зачисткой напильником.
Блок питания двухдорожечной трассы состоит из трансформатора типа Т-100 и двух выпрямителей, собранных на диодах достаточной мощности, например, Д 243. Обе части первичной обмотки трансформатора, размещенные на двух катушках, соединяют перемычкой, а вместо удаленных вторичных обмоток наматывают новые — три секции по 11 витков провода ПЭЛ ⌀ 1,0—1,5 мм. Трансформатор и выпрямители, закрытые кожухами, монтируют на опоре основания трассы в районе старта-финиша. Выносные пульты управления соединяют с блоком питания витыми проводами. Выпрямленное напряжение подается к шинам по пропущенным через отверстия в основании и припаянным к скобкам проводам.
ОПИСАНИЕ МОДЕЛЕЙ
Автомодели, с которыми юные спортсмены принимают участие в соревнованиях, делятся на три класса: А — карт, Б — багги, легковые автомобили, В — экспериментальные машины.
Рама карта собирается из деталей детского конструктора. Две планки с одиннадцатью отверстиями (шаг отверстий — 10 мм) и две поперечные скобы с отверстиями по схеме 1—3—1 скрепляются винтами, после пропайки соединения их вынимают. Боковые предохранительные дуги сгибают из проволоки (велосипедные или вязальные спицы) и также припаивают к раме.
Колеса кружковцы делают из… шашек! Точно просверлить отверстие в центре каждой шашки помогает вкладыш-кондуктор, незаменимый при «поточном» изготовлении моделей. Шины — это кольца шириной 10 мм, вырезанные из велокамеры и зафиксированные на ободе резиновым клеем или «Моментом».
Передние колеса свободно вращаются на винтах — полуосях длиной 15 мм. Ступицами служат шайбы, приклеенные на эпоксидке или «Моменте». Если представится возможность, лучше заклеить в колеса небольшие шарикоподшипники. Соединения узла при сборке аккуратно промажьте небольшим количеством клея. Тогда даже при длительной эксплуатации модели колеса не разболтаются.
Задняя ось — ровный пруток ⌀ 4 мм и длиной 65 мм. Такие детали есть в детском конструкторе, можно воспользоваться и вязальной спицей. На одном конце оси нарезается резьба М4 на длину 10 мм, на противоположном — 30 мм. Из оргстекла или фанеры толщиной 5 мм выпиливается шкив рабочим ⌀ 28 мм, точно в его центре сверлится отверстие и ребром трехгранного напильника пропиливается канавка под пассик, передающий вращение от двигателя на заднюю ось. Пассик, резиновое колечко шириной 2 мм, тоже отрезается от старой велокамеры.
Микродвигатель крепится на раме уголком от конструктора и хомутиком — полоской белой жести шириной 29 и длиной около 100 мм. Концы полоски загибаются так, чтобы корпус моторчика можно было надежно зафиксировать, стиснув хомутик, а посредине полоски припаивается уголок. После обертывания двигателя хомутиком его концы стягиваются тонкой медной проволокой. На вал электромотора надевается отрезок снятой с провода изоляционной трубки. Затем двигатель привинчивается к раме.
Из текстолита или гетинакса толщиной 2 мм выпиливается пластика 20X40 мм и тремя винтами притягивается к передней скобе-поперечине рамы. На среднем винте пайкой фиксируется имитация рулевой колонки со штурвалом. Примерно посредине рамы устанавливается еще одна перемычка, на которой размещается картонное сиденье «гонщика».
В дополнительные передние отверстия изоляционной пластины вставляются две направляющие стойки длиной по 30 мм. Их отпиливают от резьбовой шпильки, входящей в набор конструктора, или нарезают резьбу на спице ⌀ 4 мм. Токосъемники сгибают из стальной пружинной проволоки ⌀ 0,6—0,8 мм, петли для них — из белой жести. Придерживая петли плоскогубцами, их припаивают к стойкам. Зазор между стойками и плоскостью, на которой стоит модель, должен быть минимальным. Надежность контакта между токосъемниками и токонесущими шинами обеспечивается сжатием проволок обмоткой из резиновых нитей. Их натяжение регулируется намоткой на винты крепления сиденья. К выводам «щеток» на задней крышке электромоторчика припаиваются гибкие провода. Они соединяют двигатель со стойками.
Рамы «багги» и легкового автомобиля по конструкции и схеме повторяют модель карта, а их кузова изготавливаются из тонкого картона или ватмана. Здесь все зависит от фантазии юного автоконструктора.
Е. РЯБЧИКОВ,
г. Ростов-на-Дону
Источник: “Моделист-Конструктор” № 1, 1988, с 23-24
Оцифровка: modelist-konstruktor.com
Журнал: Моделист-Конструктор 1988-01.pdf