В Кирове состоялись 14 межобластные соревнования про трассовым моделям, посвящённые 23 февраля
Гонки эти имеют богатую историю: проводятся уже в 14 раз, Впрочем, “межобластные” на сей раз было слишком громко сказано: приехал я с сыном и команда ДЮСТК “Корчагинец”; из Коряжмы, руководитель и 4 пацана, Коряжма – это Архангельская область, им сюда ближе, чем в Архангельск или Северодвинск, где, на краю географии, находится ещё одна замечательная трасса. Обещался приехать Нижний Новгород (у них в прошлом году появилась современная трасса), но не приехал. Ну и ещё плюс три(!) местных, кировских клуба.
Соревнования проходили по «официальным» пяти классам моделей, которые есть во всероссийских правилах, и в двух неофициальных, но весьма распространённых — ТА4, или «Чайник24» и GM — «грузовик».
Чайник — это по идее первая модель мальчишки, впервые пришедшего в кружок. Её концепцию ещё в 90-х разработал А. И. Нестеренко из Санкт-Петербурга, по праву считающегося трассовой столицей России (три серьёзных трассы, 14 гонок в сезоне). Идея прижилась и активно пошла в массы, видоизменяясь под местные реалии, поэтому «чайники» из разных городов могут весьма отличаться по скоростным качествам.
Все классы ехали по системе «спринт». Это когда вначале проводится квалификация — по любой, кроме крайних, дорожек, участник катает минуту, и за эту минуту он показывает время круга, лучшее и есть результат. По итогам квалификации формируются финальные группы, просто по порядку, 1–6, 7–12 и т. д. Если число участников не кратно шести (числу дорожек), то формируются сокращённые (одна или несколько дорожек «отдыхает») или расширенные (каждый участник периодически пропускает заезд) группы. Квалификацию проходят ВСЕ, её смысл только в том, чтобы определиться, в какой группе ты едешь. Смысл показать высокое время в том, чтобы, помимо аплодисментов, попасть в группу сильных опытных спортсменов, а не чайников (не тех которые модели), которые будут тебя всё время вышибать. Если не выйти на старт — просто автоматом попадёшь в слабейшую группу. Результатом гонки является число кругов, которое ты проедешь за всё время соревнований, в данном случае за одну серию заездов, состоящую из 6 заездов — по каждой дорожке. Время обычно 3 минуты, но бывает и по 1 и по 5 — в зависимости от Положения о соревнованиях.
То есть совершенно неважно, в какой группе ты едешь, можно и в сильнейшей слить, а можно и в самой тухлой выиграть — ибо сравниваются результаты не только твоей группы, а всех вообще. То же и с системой заездов с полуфиналами и финалами — те, кто проходят в следующий круг соревнований, очевидно, что накатают больше кругов, и отбираются финалисты не по местам в своей серии заездов, а вообще по числу кругов в полуфиналах, т. е. может быть и так, что из сильной группы в финал пройдёт все, а из слабой — никто. Таким образом, слабейший даже волею случая не сможет пробиться в финальные заезды — таковы правила. (Эта система радикально отличается от, допустим, байкеркросса, где по итогам квалификации группы формируются по принципу «слабейший с сильнейшим», а в отборочных заездах главное не занять 3 и 4 места, то есть из четвёрки даже чемпионов двое гарантированно вылетают).
Всей рутиной проведения соревнований полностью заведует система ATIS, от судьи требуется лишь вбить ФИО участников. Система сама перемешает, вызовет на старт, посчитает время, выберет лучшее, сформирует группы, считает круги и т. д. Эта система управляет питанием трассы, т. е. стартом-финишем, в систему так же забиты все паузы между заездами, то есть её посередине процесса не остановить. 15 секунд между квалификационными заездами — не успел — твои проблемы. То же и с минутными паузами при смене дорожек в гонке.
Вручную судья только прерывает заезд (условия прописаны в правилах) и после финиша последнего заезда вручную вбиваются сотые доли круга, которые определяются по разметке на трассе. На этом ликбез заканчиваю, и переходим к собственно процессу.
Началось всё с открытия, которое прошло просто и без помпы.
Приезжающих спортсменов селят в соседних кабинетах, занятия в которых на время прекращаются. Впрочем, в КЮТ им. Титова автомодельный кружок является главным, всё строится вокруг него. Нас вместе с Коряжмой поселили в смежном кабинете, который в сильно прошлой жизни, судя по останкам бассейна (увидите ниже), был судомодельным кружком, сейчас там просто ничего нет. Это типа наш «закрытый парк».
Работы хватает: надо в темпе подготовить кузова, это в трассовых моделях расходник, а нам заранее их купить негде, так что всё сразу и быстро. Плюс модели «выгуливать» нам тоже негде, поэтому и тренировки, и всё-всё-всё. Благо мы едем не во всех классах, и соревнования начались как раз с «не наших», и у нас образовалось время на подготовку.
В первый день катали три класса, и все — в 32-м масштабе, как раз, которого у нас нет. Это F1 (есть формула и 1:24, но её статус такой же, как у «грузовика»: есть любители на местах — тогда делают), inter32 (особые ограничения на применяемые моторы и шасси) и SP32 (без оных, соответственно).
Это — квалификация. Спортсмен едет, за ним наготове стоит следующий по очереди (помним про паузу в 15 секунд), слева на белом экране бледно видны цифры со временем круга.
После завершения квалификации сразу известен состав всех финальных групп и участников вызывают на старт. Перед стартом серии даётся прогревочная минута, на фото старт перед ней.
Даётся эта минута, чтобы проверить модель и настройки контроллера. Как и прогревочный круг в гонках 1:1
После чего все модели ставятся на старт – сразу за зоной датчиков.
Как видим, пятеро участников: группа неполная.
Собственно заезды выглядят вот так:
Накал борьбы оценят лишь те, кто в теме происходящего — так же, как и на любых шоссейно-кольцевых гонках 1:1, будь до Формула-1 или Ле-Ман, даже скорее последний, ибо отставания на целые круги в трассовом моделизме не редкость. Это — модели F1 в момент «стопа» вскоре после старта, очевидно, отсутствующая модель вылетела под мостом или на прямой (одна из причин прерывания заезда), после всё, дали питание, погнали дальше.
А вот модели в гонке
Я научился их фотографировать не «кляксами», правда, всё равно пока качество не ахти.
Это, я думаю, уже все знают — механик за работой, ставит вылетевшую модель.
А вот ещё один “вольный” механик:
Егор как самый маленький обычно лазил внутрь доставать модели, вылетающие на и под мостом.
Так прошёл день, всё, пора отходить ко сну. “Отхождение” проходит весело:
Да, гостиницы 0* (ноль звезд – прим. редакции) в виде интерната в этот раз не предоставили. Спальники с собой, а на полу спать весьма ортопедично. На заднем плане то, что когда-то было судомодельным бассейном.
На следующий день стартовал самый массовый класс — “Чайник24”, и пришло множество детей, накануне не появлявшихся.
На тренировки образовалась очередь. Во время свободных тренировок просто включено питание и всё, никаких подсчётов не производится, специальной организации процесса нет. Есть только неписаные правила, самое главное из которых — при вылете модели СРАЗУ ГРОМКО сказать СТОП и номера дорожек, на которые вылетела твоя модель, чтобы в тебя не влетели едущие по этим дорожкам: среагировать на неожиданно возникшее препятствие невозможно! Модели бьются. Потом надо сказать механику номер дорожки, куда модель поставить, ибо наклеек, как в гонке, разумеется, нет. Механики на тренировке — из числа наиболее сознательных добровольцев. Сначала ставишь ты — потом ставят тебя. Быстро можно ехать только, как вы понимаете, на грани вылета.
Малыши-первогодки в этой суете зачастую имели несколько потерянный вид:
Существует ещё одно негласное правило: проходя мимо трассы во время тренировки, не проходить мимо, а ставить вылетевшие модели.
Подготовка моделей. Так выглядит автомодельная лаборатория в Кирове.
Всё как 20–30 лет назад. Это в Москве уже ничего не осталось, одни танцы и рисования. Время выдают лишь пластиковые бутылки и компьютерные блоки питания, на 12 вольтах которых тестируются модели.
А тут старший мальчик вовсе не отнимает модель у младшего, это младший объясняет “нубу”, как оно работает.
Появляются зрители не только из числа участников.
А на трассе появляются летающие модели (огромная удача подстрелить хотя бы в таком качестве).
Так выглядит протокол, который распечатывается на матричном (!!!) принтере всё тем же ATISом, причём сразу же после окончания заездов.
В «чайниках», как видно, ни я, ни Егор не добились впечатляющих результатов.
Разгадка открылась позже: дело в том, что в Кирове чайники не совсем чайники, кировчане одни из немногих в давние времена, когда фирменные комплектующие были дефицитом, сами делали моторы для моделей, ну и с тех пор у них очень лояльные требования по двигателям к чайнику, да и простые моторы они умеют очень нехило «заряжать», причём считают это чем-то само собой разумеющимся. Самое простое — это смотать часть витков с ротора, уменьшится сопротивление обмоток, возрастёт ток, мощность, обороты и скорость. Можно перемотать ротор более толстым проводом. Можно сделать самодельную рубашку на основе мощных самарий-кобальтовых магнитов от винчестера. Список можно продолжить… Поэтому конечно, на моторах от активаторов центральных замков мы далеко не уехали. Правда, на моей модели стоял «стоковый» Falсon, которым сейчас комплектуются «наборы чайника», но он был не «заряжен», поэтому хоть и быстрее, чем «от замка», но не настолько, чтобы на что-то претендовать, поэтому эта гонка была для меня борьбой не столько с соперниками, сколько с машиной — низкооборотный «моментный» слабый мотор не только не едет, он и не тормозит, соответственно половину прямой едешь накатом, ну и какой тут результат? А группе Егора (слабейшей) дополнительно не свезло — заглючила волшебная система ATIS. В итоге были сильно затянуты паузы, даже объявили перерыв, пришлось перезагружать систему, вбивать всё по новой и группе Егора снова ехать свою серию заездов. К слову, Егору это было на руку, т. к. по первому разу он безбожно сливал, а на второй раз собрался, 14-й из 19 в своём возрасте.
По сути, кировские «чайники» едут почти на уровне следующего по крутизне класса, G12, это уже нормальный официальный класс, с ограничениями по моторам и шасси. Он был следующий за «Чайником». У нас с Егором — почти «минимальные» машины, их можно доукомплектовать ещё прилично. Егор показал в общем, терпимое время на квалификации, но в гонке окончательно размочалил кузов, он стал наматываться на колёса, клинить, короче, пока поправляли и в итоге отрезали всю заднюю часть, он всё слил. Ну а я да, почти всех детей объехал, но взрослые имеют право участвовать только в общем зачёте, а среди пяти взрослых я естественно пятый и плюс ещё двое детей меня объехали, итого 7 место.
А вечером, как стемнело, была НОЧНАЯ ГОНКА! Я много слышал о таком мероприятии и наконец, появилась возможность поучаствовать. Гонка — экипажная, двое участников на модель, один должен ехать не менее 75% дистанции, но я настоял, чтобы было поровну, тем более что всего 6 дорожек. Заезды — по 5 минут, на машине должны быть фары! Которые спешно и начали все готовить. Кировчане использовали микролампы (!!!) Накаливания, слова «светодиод» там не знают. Их просто подключали напрямую и вставляли в проковырянные отверстия в кузове. А я решил, что умнее всех и заранее привёз с собой светодиодные ленты и изобразил из них вот такую люстру, которую прилепил двусторонним скотчем, не ковыряя кузов:
Да, «ночную» решили ехать на чайниках. Запитывать люстру я решил от батарейки, дабы не зависеть от питания трассы, чтобы свет не гас при торможении. Купил маленькую 12-вольтовую батарейку, думал, её хватит на пару-то часов, однако хрена, уже ко второму заезду светодиоды едва теплились. Но это оказалось не страшно — ночная была при свете!!! Я думал, что это будет кромешная тьма, а оказалось, что нужен лишь габарит. Вот как было. Ночник портит всю малину!
На моё (с Егором) счастье, опять заглючил ATIS (ибо комп там мега древний, а пашет сутками) и в затянувшейся паузе я быстро перепаял провода с батарейки напрямую с трассы. Получилась неплохая «телеметрия»: я сразу увидел, где Егор ехал в полный газ, а где — едва-едва (а я в полный!) Да, светила на полном газу эта люстра феерично, озаряя собой полкомнаты. Только что проку, если чайник наш не едет?
А вообще было красиво.
Бело-синие следы – это наши.
На следующий день осталось два последних класса — так же доселе ни разу не виденный мною грузовик и ES24 (это где шасси и мотор без ограничений).
Грузовика я купил накануне за символические 300 рублей (правда, с “чайниковским” мотором), а для Егора одолжил шасси у принимающей стороны (продать не захотели), купил пару кузовов, которые прямо при нас же и вытянули на вакуум-формовке (фееричное зрелище, видео последует), которые предстояло подготовить. Егор кузова готовил сам — и на чайник (на котором потом была люстра, её я отклеил и впарил за сто рублей сразу после гонки), и свой грузовик.
Кузов сделать и легко и просто одновременно. Во-первых, надо ровно обрезать облой, вырезать задние колёсные арки (передние просто оставляются прозрачными), потом надо вырезать из самоклейки маски на стёкла (все проштампованные на кузове!), на фары и колёсные арки, покрасить не менее чем в два цвета (соответственно ещё маскировать), и низ кузова для усиления проклеить армированным скотчем. Блин, чему Егора на уроках труда учили? Ножницами пользоваться не умеет! Но старался и, в общем-то, какую-то часть работы сделал.
Открывали третий день заезды ES24. Машину этого класса я купил за умеренные 2000 ещё в ноябре, со слегка битой мордой, которую я хотел поправить и по дурости распаял, но потом спаял обратно (задача нетривиальная, но это надо быть в теме, суть в том, что надо в один присест спаять одновременно 4 детали в строгом положении относительно друг друга), короче, ей осталось только докупить диски и наклеить-проточить резину, что я и сделал. Класс этот «взрослый», поэтому заявилось 7 человек, который машина разбила на 2 группы — 4 и 3 человека, я попал во вторую слабейшую, где трое.
Вот тут-то, наконец, я почувствовал реальную борьбу, а не какую-то абстрактную, когда едешь просто «в своём темпе». Нас было трое, один кировчанин, я, и Дима из Коряжмы. У кировского сразу начались технические проблемы и мы, по сути, остались вдвоём. Моя машина была явно быстрее даже с моим классом езды, но я ВЫЛЕТАЛ! Только обгонишь, оторвёшься, тут же зевнул, вылетел, и даже если механик срабатывает мгновенно, всё равно время упущено, бросаешься в погоню по новой. Диму морально поддерживает и его команда, оперативно обслуживая модель при смене дорожки.
По-хорошему у каждого спортсмена должен быть свой персональный механик, он переставляет модель, переклеивает номерок, делает мелкий сервис, а гонщик только переключает контроллер и не отвлекается на посторонние дела. К тому же, когда группа полная, все шесть человек, за минуту не так-то просто в одиночку перекинуть контроллер, добежать до модели, переставить её, переклеить номер и вернуться обратно. АТИС ждать не будет, запустит заезд и делай что хочешь!
Для такого обслуживания модели есть специальная “кормушка”, где стоит масло для подшипников, кондиционер для щёток, наклейки с номерками, по-хорошему там нужны ещё кусочки скотча и скобки для крепления кузова. Ну а в “закрытом парке” конечно, должен стоять разогретый (!) паяльник.
Окончательно всё решил пятый заезд, где я потерял концентрацию, вылетал буквально через круг, к тому же кировчанин наконец починился и стал штамповать круги с угрожающей скоростью. В итоге я Диме слил два круга, и кировчанин объехал его ещё на два, ну и закономерный итог.
После поехали грузовики. Наконец-то я увидел эти диковинные модели в действии! Отличаются они не только кузовом. Они большие, даже огромные, минимальная колёсная база 150 мм (допускается в категории до 14 лет 130 мм, не знаю зачем это ввели), в то время как традиционные модели 24 масштаба имеют базу 105 мм. Лимитируется минимальная высота и минимальный диаметр колёс аж 25 мм – у остальных трассовых моделей колёса вдвое меньше.
Ну вот уже закончена тренировка и оказывается, что свой любовно разрисованный и покрашенный кузов Егор запорол, обрезав его выше всяких разумных пределов и на шасси он решительно не вставал. Ну что с ним делать? Пошёл уговаривать судью, чтобы нас двоих допустили на одной модели.
Уговорил, хоть это и не совсем по правилам, решили дать возможность мальчишке проехать. Нам повезло, что ATIS сразу разбил нас в разные группы, а то ради нас уже были готовы перебить заезды. Я поехал в средней группе, а Егор — в слабейшей.
Как и чайники, грузовики преимущественно «детский» класс, что сопряжено с огромным числом вылетов, в т.ч. тех, при которых нужны стопы. Профи, конечно, не любят гонки, состоящие из одних стопов, но накал страстей бурлит и здесь! Грузовик — единственный класс, где без контактной борьбы, в общем-то, практически не обойтись, хотя это весьма не приветствуется — скорости большие, и модели, особенно спортклассы, бьются сильно. Загнутое шасси на вид такое же, а скорость уже совсем не та. Чайники и грузовики конечно, попроще в этом отношении, но тем не менее.
Нечасто получается пройти весь вираж бок-о-бок без контакта.
Поскольку мы с Егором ехали на одной и той же модели, можно было сравнить его и моё время. На полсекунды я быстрее. И в гонке тоже. В общем-то, хорошо, что Егор запорол свой кузов — выданное нам шасси не тормозило вообще, купленная модель в этом плане оказалась куда приличнее, но всё равно большинство моделей были разительно быстрее. Разгадка пришла позже. Я немного выигрывал только за счёт стабильности, машина медленная и практически не вылетала.
Качество изготовления моделей конечно не всегда у детей на высоте, что затрудняло работу механиков — токосъёмник сам не встаёт в нейтрал, кузова, держащиеся на соплях… Поставишь одного — а уже кричат, ибо в соседнем вираже натуральная куча-мала. Но, тем не менее, спорта куда больше чем веселья, ну кроме некоторых участников, к счастью, не нас.
Ах да, Егор. Он бился столько, что я уже всерьёз опасался за своё произведение искусства, в которое я превратил кузов, возился с ним весь вечер и всё утро, я уже был готов его укусить, но, к счастью, наконец, его серия заездов закончилась. Кузов выжил.
Всемогущий АТИС мгновенно выдаёт распечатку результатов всей гонки, и… можно печатать грамоты!
Трассовый моделизм — очень наградоёмкий вид. Пять официальных классов, два неофициальных, и в каждом по три зачёта: до 14, до 18 и взрослый. Причём младшие на равных участвуют в старших возрастных зачётах! Таким образом, младший школьник, выиграв класс в абсолюте, получает сразу три медали! Категории, где выступает три и менее участников, не объединяются. Возможны такие ситуации, когда участник, занявший последнее место, получает медаль. Нет, не за волю к победе — просто потому что он был один в своём возрасте. Принцип «80х20» исправно работает и здесь: 80% наград получает 20% призёров.
Вот, можно посмотреть, как кировчане складывают стопочками свои грамоты:
Ребята из Коряжмы не особо, очевидно, привычны к наградам – сразу снимают после вручения 🙂
и внимательно читают написанное 🙂
Егору вручили спецприз! Как самому младшему – набор чайника!
Егор был готов начать собирать модель немедленно.
Пришла пора общей фотографии тех, кто дождался конца соревнований:
Всё, гонки закончены, через два часа поезд! Завтра — законный выходной, продление каникул ещё на день.
К сожалению, собирать модель сейчас Егору особого смысла нет — ибо опробовать её негде, по-прежнему никто не приглашает меня открывать кружок, а в Кирове интересовались, собрал я трассу или нет. Ага, на улице что ли собирать?
Особо стоит сказать про кировские кружки и их руководителей. Вот интересно: мужики буквально живут на соревнованиях. Какая же жена отпустит? А дети? Оказалось, что у всех дети уже взрослые, живут сами. Руководитель клуба, где находится трасса, подгадывает соревнования так, чтобы они попадали на суточные дежурства жены (у неё сменная работа) — представляете? Кстати, в двух кировских клубах оба руководителя работают на ставку и более! Дети набираются!!! В двух кружках в сумме занимается более сотни (!!!) мальчишек, вы можете себе представить? В городе, который при желании можно переплюнуть!
В Коряжме дела обстоят не так радужно. Там на ставку народа не набирается, их руководитель — совместитель, и ему пришлось, чтобы повезти ребят на соревнования, авансом отработать три ночных смены подряд (не уточнял, что за работа, но очевидно что-то суточно-сменное), так вот, возле всего этого плюс поездка у него прихватило спину так, что он два дня из трёх буквально не мог подняться, ребята, короче, были почти на самовыпасе, и, тем не менее, без призов не уехали! В Коряжме старенькая трёхдорожечная трасса, а занимается всего человек 10. Я видел фотографии их кружка, неплохо, в общем.
А мы… сейчас ждём ещё какое-то время, ещё в одном месте обещали чего-то, и… не знаю. Промерил ещё раз самый большой «отсек» в своём подвале — 6,80, трасса по примерным замерам 7 ровно. Надо бы её вытащить во двор, ровно сложить и точно промерить, может и правда войдёт. По ширине-то точно войдёт (вопрос, как ходить, правда). Но тогда куда девать велосипеды? Деньги-то они приносят! Или тупо снять большой гараж или какой офис, но где это возможно, чтобы за умеренные деньги? Вопросов больше чем ответов. Вся Москва сдана в аренду тому, кто больше платит…
Автор: Александр Устинов, г. Москва
Источник: ridus.ru