Как работают тормоза?
В коллекторных и в бесколлекторных двигателях торможение достигается за счёт замыкания щеток токосъемника между собой. Это заставляет двигатель модели работать как генератор и быстро замедляться. Это называется «динамическим торможением».
Некоторые двигатели обеспечивают более эффективное торможение, чем другие. Как можно максимально увеличить динамическое торможение используемого двигателя? Меньшее сопротивление в цепи означает больший тормозной ток и более сильное торможение. Следовательно, более низкое сопротивление на контроллере и более толстый провод к трассе обеспечивают более эффективное торможение. А как насчёт соединений между двигателем и щетками токосъемника? Провода, конечно, имеют некоторое сопротивление, но обычно оно незначительно. Бесколлекторным двигателям требуется плата Ecom, установленная на модель, и хорошо спроектированная плата практически не снижает эффективность торможения.
Попробуйте прокрутить задние колёса моделей с бесколлекторным и коллекторным двигателем, и вы заметите, что у моделей с бк трение гораздо меньше. Это неудивительно, ведь в них нет щёток и их трения. Как это влияет на трассе? Бесколлекторные двигатели обычно обладают меньшим тормозным потенциалом, поэтому обычно работают с полным или почти полным динамическим торможением. Бесколлекторные двигатели катятся гораздо дальше после снятия нагрузки, но тормозной путь можно уменьшить с помощью «автотормозов» (см. ниже). Коллекторные двигатели, такие как Group 12, часто слишком сильно тормозят при полном динамическом торможении и часто работают с «антитормозами» или с отключенными динамическими тормозами… что в бесколлекторных двигателях практически не встречается.
В коллекторных двигателях коллектор переключает напряжение, вырабатываемое обмотками якоря, для создания тормозного тока, который поступает обратно в контроллер. В бесколлекторных двигателях электронный коллектор (Ecom) переключает напряжение, вырабатываемое обмотками статора, для создания тормозного тока. Это работает только до тех пор, пока двигатель вращается достаточно быстро, чтобы вырабатывать напряжение, достаточное для работы Ecom. Ниже этой скорости тормозной ток не поступает обратно в контроллер, и динамическое торможение исчезает. К счастью, «достаточно быстро» — это значительно ниже обычной скорости гонок. Это можно наблюдать при торможении до полной остановки. Мы могли бы подробно рассмотреть, как именно происходит торможение с помощью Ecom, но это выходит за рамки данной статьи.
Автоматическое торможение
Когда модель выпадает из паза, у неё нет связи с контроллером. Разумеется, отсутствие тормозного тока означает и отсутствие динамического торможения. Именно эту проблему часто называют причиной крупных аварий: выпадение моделей с бесколлекторными двигателями, приводящее к серьёзным столкновениям и увеличению количества моделей, находящихся в труднодоступных местах. В платах Ecom с автоматическим торможением тормозной ток протекает через Ecom, поэтому динамическое торможение срабатывает даже тогда, когда модель выпадает из паза и теряет соединение с контроллером. Вот несколько примеров плат Ecom с автоматическим торможением.


Латвийский ecom в автоматическим торможением. Вид лицевая и обратная стороны

Прототип ecom с автоматическими тормозами.
Этот экземпляр проходит оценку для использования в классе бк-моделей BSCRA INTRO 32, который должен быть представлен в 2026 году.
Автор: Chris Frost
Источник: BSCRA
Перевод: Андрей Колегов