В былые времена, до того, как братья Мабучи завоевали Соединённые Штаты со своими дешёвыми двигателями, на коммерческих гоночных трассах использовались самые разные двигатели, среди которых в конечном итоге доминировал Pittman, особенно модель 196B.
В 1963 году Mabuchi выходит на сцену со своим первым двигателем, предназначенным специально для трассовых моделей, FT16. Его сразу же приняли компании, производящие наборы моделей: сначала Revell, затем Monogram и Russkit, а затем и целое поколение энтузиастов. Новый двигатель станет основой для стандарта двигателей, которые мы используем и сегодня, — так называемого «16D», который сейчас производят несколько компаний.
FT16 (1963)
Самые первые двигатели имели вал, выходящий со стороны крышки, и были окрашены в темно-серый цвет (у Revell, IMC, AMT, и многих других японских комплектов) или красный (у Monogram). Их набор железа на якоре не имел покрытия и легко ржавел. Они выпускались в трех- или шестиполюсном исполнении, но шестиполюсный вариант никогда не пользовался особой популярностью и успехом.
Коллектор и крышка были отлиты из белого делрина. Щетки двигателя скользят непосредственно по пластику крышки, что приводит к катастрофе, когда двигатель перегревается и делрин плавится. Литые и очень слабые керамические магниты имеют выемки сверху и снизу для фиксации в углублениях, выштампованных на верхней части стакана. Одна U-образная пружина удерживает их внизу стакана. Маленький подшипник скольжения без возможности смазки. Крышка довольно свободно вставляется в стакан, качество посредственное, а точность изготовления никакая. На заводе Mabuchi его назвали «FT16».
Размер стакана (внешние размеры):
Длина: 0.965″
Ширина: 0.928″ (средняя, конусный стакан)
Глубина: 0.640″
Толщина: 0.015″
Диаметр якоря: 0.508″
Магнитный зазор: 0.548″
Зазор якоря: 0.020″
Толщина магнита: 0.162″
Длина магнита: 0.604″
Высота магнита: 0.568″

FT16 (1964)
В 1964 году двигатель был модернизирован: был установлен улучшенный якорь, покрытый серым защитным оксидом, и коллектор более высокого качества с литыми сегментами. Новый коллектор изготовлен из более термостойкого пластика серого или зелёного цвета. Магниты остались прежними для большинства версий, но версии Cox (TTX100) и Russkit (22) оснащены более толстыми магнитами той же конструкции, толщиной 0.175″, что уменьшает магнитный зазор.
Сравнение двух типов магнитов:

Стакан и крышка остались без изменений. Цвета стакана те же, плюс золотой (у Russkit 22), никелированный (у Revell), хромированный с чёрной крышкой (у Cox).
Первые магниты для тюнинга были изготовлены для French Motor Co (см. изображение ниже) и отличались превосходным качеством литья. Вскоре после этого появилось первое поколение так называемых “broken” («сломанных») магнитов. Они были изготовлены из магнитов неизвестного происхождения и переделаны так, чтобы хоть как-то помещаться в стаканы FT16. Радиусы неправильные, и посадка в лучшем случае удовлетворительная, но они были определённо лучше очень слабых японских Mabuchi и французских магнитов. Вот комплект редких выживших магнитов, которые показывают, насколько кривыми они были на самом деле:

FT16D (1965–1966)
В 1965 году появилась обновлённая версия, названная на заводе FT16D (вот откуда и взялось название «16D»). Буква «D» обозначала “can-side drive” — двигатель с валом со стороны стакана. Но в данном случае, как и в большинстве случаев, когда двигатель был заявлен как “can-side drive”, двигатель также был доступен в версии с валом со стороны крышки (напр. в Russkit 23).
Стакан двигателя стал толще и немного длиннее, и появилось две версии: первая с небольшим подшипником скольжения без возможности смазки (для Russkit «23», K&B…), а вторая — с большой латунной втулкой, содержащей самоустанавливающийся латунный подшипник типа Gimbal. Магниты остались прежними. Крышка полностью новая (но всё ещё довольно плохо держится в стакане), а расположение щёток — обратное по сравнению с FT16. К сожалению, крышка двигателя всё ещё изготовлена из делрина.
Щётки и пружины также отличаются и несовместимы с более ранней моделью FT16. Щётки теперь установлены в шестигранных металлокерамических щёткодержателях. Якорь такой же, как у FT16 второй серии (1964 г.), но обмотки стали более радикальными. Существует множество цветов для версий от производителя: красный (Monogram), серебристый (Revell), фиолетовый (AMT и Dynamic), жёлтый (K&B), горчичный с чёрным наконечником (Marx), белый (MDC), хромированный с чёрным наконечником (Cox)…

Размер стакана (внешние размеры):
Длина: 0.978″
Ширина: 0.928″ (средняя, конусный стакан)
Глубина: 0.645″
Толщина: 0.022″
Диаметр якоря: 0.513″
Магнитный зазор: 0.566″
Зазор якоря: 0.0265″
Толщина магнита: 0.162″
Длина магнита: 0.604″
Высота магнита: 0.568″
FT16D-BB (1967)
К концу 1966 года Mabuchi выпускает двигатель FT26, который был выше FT16, но ниже его крупного FT36. За этим «средним» Mabuchi, быстро прозванным энтузиастами «26D» (несмотря на то, что FT26D — это, строго говоря, малоиспользуемая версия с валом, выходящим со стороны стакана), в 1967 году последовал новый FT16D, получивший обозначение «BB» (от «ball bearing», шариковые подшипники).
У нового двигателя новый стакан без выемок для крепления магнитов, пара овальных отверстий для охлаждения, новые магниты, теперь удерживаемые цельным стальным держателем, и шарикоподшипник без сепаратора, заменивший старый самоустанавливающийся. Корпус подшипника тот же, но теперь изготовлен из алюминия. Якорь и крышка остались прежними, но характеристики обмоток были изменены. Невероятно, но крышка до сих пор входит не плотно в стакан и имеет люфт. Большинство этих двигателей имеют никелированный корпус и белую крышку, продаются непосредственно компанией Mabuchi, а также встречаются в последних выпусках Monogram и даже в наборах Cox. Единственная известная мне окрашенная версия — это серия образцов, сделанных для Classic, в оранжевом цвете.
Вот настоящий заводской образец с магнитами и фиксатором:

Размер стакана (внешние размеры):
Длина: 0.978″
Ширина: 0.928″ (средняя, конусный стакан)
Глубина: 0.635″
Толщина: 0.015″
Диаметр якоря: 0.513″
Магнитный зазор: 0.555″
Зазор якоря: 0.021″
Толщина магнита: 0.162″
Длина магнита: 0.604″
Высота магнита: 0.568″
FT16D-74
В 1974 году Mabuchi выпустила усовершенствованную версию FT16D, отвечающую потребностям немногих оставшихся в отрасли производителей, в частности Nichimo, Twinn-K, Parma, Cobra и Champion. Это был совершенно новый двигатель, сохранивший прежние характеристики, такие как латунный корпус подшипника и пазы для установки магнитов. Корпус всегда покрывался золотым цинком. Крышка, отлитая чёрном цвете, наконец получила новую конструкцию из более качественного пластика, более плотную посадку в стакан и более крупный подшипник. Этот двигатель так и не попал в руки тех, кто отказался от Mabuchi и перешел на Mura или Champion.

Размер стакана (внешние размеры):
Длина: 0.958″
Ширина: 0.965″ (средняя, конусный стакан)
Глубина: 0.668″
Тюнинг
Многие перемотчики использовали двигатели FT16, FT16D и FT16D-BB в качестве основы для своих собственных версий. Наиболее известны Champion, Mura и Dyna-Rewind, но существовали буквально десятки небольших компаний, выпускавших специальные версии двигателей Mabuchi FT16. Без сомнения, Champion и Mura были наиболее успешными.
В связи с развитием технологий мы в основном рассмотрим версии Mura и Champion, которые привели к появлению современной модели «16D».
MURA M-244 «Magnum 880»
Здесь мы рассмотрим версию Mura двигателя FT16D-BB — M-244 «Magnum 880» с его “полустаканом”, содержащим пару магнитов, называемую «Magnum 88». Она появилась во втором квартале 1967 года:


Полноконтурная шайба удерживает магниты без пружины. Высота магнитов составляет всего 1/2″, что означает, что они «плавают» внутри шайбы, прилегая к ней преимущественно своей задней частью. Шайба, также продаваемая компанией Dynamic с собственными магнитами, продавалась отдельно:

Толщина шайбы: 0.015″
Диаметр ротора: 0.508″ (Используются “Hemi” заготовки от Igarashi)
Зазор магнита: 0.520″
Зазор якоря: 0.011″
Высота магнита: 0.500″
Однако другие производители, также полагавшиеся на детали Mura, выпустили собственные версии, использующие старый стакан двигателя Mabuchi или “полустакан”, как в двигателе Cobra-Phaze III:


Но это всё ещё черновик…
CHAMPION “517”
До того, как Mura выпустила свой собственный двигатель американского производства, Champion уже выпускала свой американский двигатель 517, используя старую U-образную шайбу от двигателя 507R. Но если шайба Mura правильно центрировала магниты, то шайба Champion — нет, поскольку магниты прижимались вниз только под действием силы единственной удерживающей пружины.


Размер стакана (внешние размеры):
Длина: 0.965″
Ширина: 0.955″ (средняя, конусный стакан)
Глубина: 0.659″
Толщина: 0.025″
Диаметр якоря: от 0.521″ до 0.523″
Магнитный зазор: 0.550″
Зазор якоря: 0.0135″
Толщина магнита: 0.152″
Длина магнита: 0.645″
Высота магнита: 0.557″
Все магниты Arco имеют одинаковый размер, независимо от типа: «33», «DZ», «Blue Dot» или «White Dot».
Эта проблема центрирования была позже решена, когда Champion выпустила новую двухкомпонентную шайбу, которая наконец-то решила эту проблему. Ниже представлены фотографии (сверху вниз):
- Комплект магнитов с пазом и одна фиксирующая пружина производства French Motor Co. Толстый магнит толщиной 0.170″ уменьшает зазор по сравнению со стандартными якорями примерно до 0.015″. Длина магнита составляет 0.586″, что обеспечивает зазор якоря 0.555″ при установке в корпус FT16.
- Двухкомпонентная шайба и магниты, используемые компанией Dyna-Rewind в своих двигателях (обратите внимание, что в перемотках Chong из Орегона также используется та же шайба, вероятно, произведенная для Dyna компанией Tradeship, поскольку между двумя компаниями существовали тесные связи).
- Шайба Champion второго поколения и магниты Arco.
- Шайба Champion первого поколения и магниты Arco.


В конце 1968 года компания Mura добавила собственный американский стакан, переняв оснастку корпуса Tradeship. Схема расположения отверстий и размер подшипников были изменены, но основная матрица осталась того же размера, что и у стакана Tradeship, который использовали Cobra и Dyna-Rewind.
MURA M-444 “MAGNUM 1000”
Новый двигатель получил крышку, которая была точной копией Mabuchi, включая щеткодержатели, изготовленные из меди, но была отлита из высокотемпературного чёрного пластика. Стакан был окрашен в чёрный или оливковый цвет, и двигатель был доступен в четырёх различных комбинациях обмоток. Обратите внимание, что цвет стакана МОЖЕТ указывать на тип провода, используемого в двигателе (но я пока не проверял это), а двигатель был доступен в четырёх различных модификациях. К 1969 году эти цвета изменились, поскольку крышка также изменила спецификацию и стала изготавливаться из белого фенольного пластика, а под влиянием экс-чемпиона команды Джона Кукраса на крышке появились значительно улучшенные щеткодержатели.



В двигателе использовались те же полноконтурные «полустакановые» шайбы и магниты, что и в предыдущей модели на базе Mabuchi.
Размер стакана (внешние размеры):
Длина: 1.045″
Ширина: 0.955″ (средняя, конусный стакан)
Глубина: 0.670″
Толщина: 0.030″
Доступны с обмотками AWG 25, 26, 27, 28-28 по цене 14,95 доллара США за штуку.
В 1970 году, когда стакан размера «D» вскоре должен был устареть в пользу нового, меньшего стакана «C», компания Mura выпустила линейку двигателей «Group-12» со стаканом серии M-400, теперь оснащенным белой крышкой из более качественного материала и имеющей конструкцию, которая и по сей день является стандартом для щеткодержателей. Щетки стали больше, того же размера, что и у большого двигателя Mabuchi FT36D. Эти двигатели использовали якорь гораздо большего диаметра, 0.595″, почти такого же размера, как и роторы FT26! Чтобы магниты не мешали, Mura изготовила новые, более высокие и тонкие магниты, которым не требовалась шайба для плотной посадки в стакан. Их толщина составляла всего 0.143″, а зазор между якорем и двигателем составлял 0.610″.
Существуют два типа, первый из которых показан здесь:

Второй тип использует вот такой стакан, на котором четко проставлена маркировка NCC:


Магниты довольно слабые, но подходят для роторов типоразмера FT26 в этих двигателях:

Если сравнить двигатели Mabuchi FT16 и FT16D с двигателями Champion и Mura «американского производства», то окажется, что американские модели двигателей значительно крупнее и выше. Так был ли это прогресс? В надёжности – да. Но это также объясняет, почему такие великие моторостроители, как Боб Кин, использовали стаканы Cox и Mabuchi гораздо позже появления новых двигателей, поскольку старые стаканы были ниже, компактнее и обеспечивали лучшую управляемость моделей… 🙂
Мы поговорим об этом подробнее в ближайшее время.
Вышеперечисленные двигатели оба были размера «D», то есть «16D».
Но тем временем Mura пошла наперекор стандарту и разработала новый, более низкий двигатель, названный Mura B. Это оказалось катастрофой, и в конце концов, после многочисленных попыток заставить его работать, от него отказались. Этот двигатель выпускался в нескольких модификациях, в которых даже сегодня будет трудно разобраться, поскольку их было очень много. Вот типичный пример середины 1969 года:
MURA “B” MOTOR (1969)

Размер стакана (внешние размеры):
Длина: 1″
Ширина: 0.992″ (средняя, конусный стакан)
Глубина: 0.617″
Толщина: 0.030″
Диаметр якоря: от 0.521″ до 0.523″
Магнитный зазор: 0.550″
Зазор якоря: 0.0135″
Толщина магнита: ?
Длина магнита: 0.725″
Высота магнита: 0.507″
Поначалу Mura использовала ужасные магниты, которые «связывали» двигатель, но в итоге они приобрели керамические магниты Versitec, которые были радиально-ориентированными и решали некоторые проблемы. Однако к тому времени двигатель уже не использовался теми, кто был важен для компании – профессиональными гонщиками. Вот набор знаменитых магнитов, которые использовались в модели Globe SS101:

К 1970 году Боб Грин и другие работали над двигателями меньшего размера, используя магниты Champion без шайб/прокладок, что в конечном итоге стало основой для стакана «C». Это заслуживает отдельного рассказа, поскольку само по себе было настоящим приключением.
MURA C-CAN (1970)
Размер стакана (внешние размеры):
Длина: 0.968″
Ширина: 0.903″ (средняя, конусный стакан)
Глубина: 0.620″
Толщина: 0.030″
Диаметр якоря: от 0.521″ до 0.523″
Магнитный зазор: 0.550″
Зазор якоря: 0.0135″
В следующей статье мы рассмотрим стакан Tradeship и его эволюцию в стакан Mura размера D, многочисленные модели двигателей, которые появились в результате, а так же стакан «C» от Mura и Champion.
Автор: Philippe de Lespinay
Фото: Лос-Анджелесский музей трассовых моделей
Источник: slotblog.net
Перевод: Андрей Колегов