“Шкода F3” с внешним питанием, 1968

Продолжение статьи Автомодели с внешним питанием

Модель чехословацкого гоночного автомобиля “Шкода F3” в масштабе 1:25 относится к классу А1. Она устойчива как на прямых участках дороги, так и на виражах, благодаря низкому положению центра тяжести. Электродвигатель “ПИКО 12в” обеспечивает хорошее ускорение при передаточном отношении 3:1. Модель сконструирована в соответствии с международными правилами.

Общий вид и деталировочные чертежи модели автомобиля “Шкода F3”:

  1. капот
  2. втулка
  3. втулка резьбовая
  4. бобышка
  5. ветровое стекло
  6. кронштейн двигателя
  7. фигурка гонщика
  8. рама
  9. качающийся рычаг
  10. винт
  11. шайба
  12. направляющий рычаг токосъемника
  13. шины
  14. пружина
  15. выхлопная труба
  16. подкос
  17. шины
  18. бронзовый подшипник
  19. дисковое (тарельчатое) зубчатое колесо главной передачи
  20. ведущая ось
  21. распорная втулка
  22. гайка
  23. диски колес
  24. трубка.
  25. диски колес

Материал кузова – заготовки из липы (см. а – е на чертеже). После обработки кузов шпаклюют, шлифуют и покрывают несколькими слоями белого нитролака. К кузову крепят макет выхлопной трубы, которую изгибают из разогретого прутка полистирола. Внутренняя часть кузова должна иметь ширину точно 19 мм и должна быть чисто обработана, без натеков клея или краски. В переднюю часть вклеивают (лучше эпоксидным клеем) цилиндрическую бобышку 4 из твердого дерева с отверстием для резьбовой втулки.

Раму 8 и качающийся рычаг 9 направляющего рычага изгибают по чертежу из листового алюминия толщинок 1 мм. Ширина рамы не должна превышать 19 мм. Сверлят все отверстия и вытачивают из латуни или бронзы подшипники скольжения 18, которые устанавливают в отверстия рамы и припаивают. Пружину 14, которая прижимает направляющий рычаг к поверхности дороги, навивают с помощью дрели из стальной проволоки диаметром 0,4 мм.

Кронштейн 6 двигателя изготавливают из полистирола или органического стекла и закрепляют на шасси шурупами. Для направляющего рычага 12 лучший материал – нейлон. Можно применить противоударный полистирол. После обработки в рычаге сверлят отверстия для закрепления токосъемников, которые изготавливают из оплетки электрического кабеля. Токосъемники закрепляют шурупами. Шайба 11 сделана из целлулоида. Резьбовая втулка 3 запрессована в бобышку 4. Винтом МЗ (10) к втулке прижимают раму при сборке.

Диски колес 23 и 25 вытачивают из дюралюминия. Ось 20 – из серебрянки. Распорные втулки 21 делают из латунной трубки. Диски колес закрепляют на осях гайками 22. Подкосы 16 заднего моста припаивают к распорным втулкам.

Передние шины 13 вытачивают из твердой резины, внутренний диаметр их делают несколько меньшим, чем диаметр проточки диска, чтобы пневматики держались прочно. Задние шины 17 делают так же, как передние, либо делают их из пористых шин для авиамоделей. Шины приклеивают к дискам эпоксидным клеем.

Дисковое тарельчатое зубчатое колесо 19 можно взять от игрушки. После установки и закрепления двигателя кронштейном 6 вставляют заднюю ось и зубчатое колесо. Затем крепят диски с шинами. Между торцами подшипника и распорной втулкой должен быть зазор, в который можно было бы вставить полоску газетной бумаги. После этого регулируют зазор зубчатого зацепления: передача не должна заедать, но к не должна иметь слишном большой зазор. Переднюю ось с колесами собирают так же. На качающийся рычаг надевают направляющий рычаг и фиксируют его втулкой 2. Сила прижатия должна быть примерно равна весу направляющего рычага. Готовое шасси вставляют в кузов и приворачивают винтом 10.

Не рекомендуется применять более высокое напряжение, чем то, на которое рассчитан двигатель. Миниатюрный двигатель может кратковременно давать при повышенном напряжении большую мощность, однако продолжительная работа с повышенным напряжением приводит к выходу его из строя.


Источник: “Моделист-Конструктор” № 5, 1968, 6-7 с.
Скан и оцифровка: MasterRU / jmk-project.narod.ru
Журнал: Моделист-Конструктор 1968-05.pdf