Из опыта работы педагога

В последние годы произошли очень большие изменения в условиях работы педагогов дополнительного образования. Изменилось почти все: дети и их интересы, родители и их запросы, правила соревнований и технические требования к моделям, условия материально-технического образования и требования к оформлению учебного процесса. Но большинство изменений происходит постепенно, и часто мы замечаем их только тогда, когда наши привычные методики перестают работать или даже вступают в противоречие с реалиями жизни. Попытаюсь «разложить по полочкам» свои наблюдения и наработки, которые, на мой взгляд, способствуют успеху моей деятельности.

Набор

Для удобства изложения введу два понятия: «раньше» – середина 90-х годов и «сейчас» – 2004 год.

Раньше более половины ребят, обратившихся ко мне в дни записи, приходили во Дворец без родителей – самостоятельно или с учителем. Сейчас подавляющее большинство детей приходит с родителями. Следствием этого стало изменение состава детского коллектива: раньше преобладали дети активные, заинтересованные, ищущие свое занятие по душе, но многие были из проблемных или неблагополучных семей.
Сейчас – картина иная. Стало легче кратко охарактеризовать состав родителей, чем детей: во Дворец приходят, в основном, активные, благополучные, реализовавшие себя люди, которые заботятся о развитии свого ребенка. Среди детей стало значительно больше пассивных, незаинтересованных, имеющих проблемы развития.

Изменился характер нашей деятельности по привлечению учащихся: раньше все усилия были направлены непосредственно на ребенка, нужно было красиво подать предмет своей деятельности (машину, корабль, самолет), предварительная реклама в прессе и на выставках была малоэффективна, нашими союзниками были учителя в школе и воспитатели в пионерских лагерях. Детей было много и нам приходилось только способствовать выбору коллектива по интересам.

Сейчас из-за демографической ситуации и сужения социальной базы наших «рекрутов» приходится бороться за каждого ученика. Изменилось и направлении приложения наших усилий. Решение о приходе во Дворец и выборе коллектива принимают теперь, в основном, родители. Значительно выросла эффективность долгосрочной рекламно-информационной деятельности. Большой эффект дает участие в выставках и шоу-мероприятиях.

Основными факторами, определяющими выбор коллектива, становятся личный контакт и содержательная беседа педагога и родителя. На первый план выходят вопросы: что, как и зачем делают в коллективе, какие знания и умения получит ребенок, как обеспечена безопасность и каковы будут расходы. Сам предмет деятельности учащегося отходит на второй план и важен в основном для положительного отклика ребенка на решение родителей.

Большое влияние на выбор родителей оказывает характер подачи информации: стенды, выполненные из современных материалов, видео- и компьютерные клипы вызывают больший отклик, чем традиционные стенгазеты и альбомы на столе.

К предварительной записи, которая проходит в апреле, сначала было скептическое отношение, но практика показала, сто это эффективный метод комплектования: в 2004 году из 28 человек, записавшихся весной, 9 появились в сентябре, а ведь это около четверти моего набора.

Новички

Значительно уменьшился объем багажа знаний и умений, с которыми дети приходят в коллектив.

Раньше большинство учащихся получало значительный объем начальных знаний и
умений по столярному и слесарному делу, материаловедению, электротехнике, черчению в 4-8 классах школы, домашнее техническое творчество под руководством отцов и дедов было широко распространено. Нам приходилось, в основном, «поливать и удобрять уже появившиеся всходы».

Сейчас в большинстве школ уроков труда и черчения нет или они проводятся на очень низком уровне, домашнее техническое творчество сводится к играм с различными конструкторами, электронными устройствам и, в лучшем случае, сборке пластмассовых моделей из покупных кит-комплектов.

В результате мы должны начинать обучение с азов черчения и материаловедения, давать первоначальные навыки пользования инструментами, приборами и станками. Значительно (в 1,5-2 раза) замедлились сроки освоения программы большинством учащихся, увеличился разрыв между подготовленными учащимися и основной частью коллектива. Много сил и времени приходится затрачивать на преодоление привычек и комплексов, сложившихся за время обучения в школе.

Различия в условиях деятельности ребенка в школе и коллективе лаборатории можно показать в таблице:

 ШколаЛаборатория
ПосещениеПринудительноеДобровольное
Сроки прохождения программыЖесткиеГибкие, меняются индивидуально для каждого ребенка в зависимости от подготовки, способностей и других факторов
МотивацияПреимущественно – внешняя: убеждение родителей и учителей, «общественное мнение»Внутренняя: «мне интересно», «хочу построить модель», «хочу выиграть соревнования»
Оценка результатов деятельностиФормальная – опросы, контрольные, сочинения и т.п., почти не связана с потребностями и интересами ребенкаНаглядная, понятная и интересная самим учащимся, что дает возможность использовать оценку собственной деятельности в качестве инструмента в учебном процессе
Влияние успехов в основной деятельности на авторитет среди сверстников и место в коллективеПочти не прослеживается, иногда бывает отрицательнымСтановится заметным с появлением конкретных видимых результатов, возрастает с каждым годом занятий

Формулировки в таблице намеренно обострены. В реальной жизни ответы будут не столь однозначны, на них повлияют применяемые методики обучения и опыт педагогов.

Поскольку главным критерием оценки результатов деятельности для ребенка в школе является отметка в дневнике и журнале, самым простым и эффективным средством достижения успеха становится сокрытие своего незнания или непонимания. Для этого школьники осваивают и широко применяют множество способов: списывание, мотивирование своей неготовности, пропуск или срыв контрольных занятий. Такой образ действий становится устойчивой привычкой даже у прилежных и успешных учеников.

Совсем иных привычек требуют занятия техническим творчеством, в котором результат обучения материален и конкретен, нужен самому обучающемуся. Лучшим способом достижения успеха оказывается показ своего непонимания и ошибок, обсуждение их с руководителем, корректировка неправильных действий.

Мой опыт показывает, что большинство детей легко осваивают «руками» все основные приемы работы, но успеха добиваются лишь те, кто научится и сформирует привычку постоянно критически оценивать результаты своей деятельности.


Мою работу в этом направлении можно разделить на несколько этапов:

  1. Преодоление страха публикации своих ошибок, избавление от привычки скрывать непонимание и неумение.
  2. Приучение к контролю и оценке результатов своего труда, четкому формулированию этой оценки.
  3. Формирование привычки отлавливать и исправлять свои ошибки в процессе работы, не ожидая внешнего контроля и руководящих указаний.
  4. Формирование потребности просчитывать свои действия на несколько ходов вперед, предвидеть или предчувствовать возможные ошибки и исправлять то, что еще не совершено.

Еще одна привычка, которая оказывает сильное отрицательное влияние на качество и скорость обучения, может быть названа иждивенчеством. Эта привычка естественным образом формируется с младенчества и активно поддерживается школьной системой обучения.

В школе ребенок поставлен в позицию пассивного потребителя большого объема готовой, «упакованной и разложенной по полочкам» информации. Усвоение этой информации происходит в принудительном порядке, независимо от личных интересов ребенка.

На занятиях в лаборатории обстановка совершенно иная – учащийся нуждается в знаниях и умении для достижения собственной цели, но не умеет их самостоятельно добывать. Поэтому на начальном этапе работы я выдаю полный необходимый объем готовой информации, а затем постепенно сокращаю его, вынуждая самостоятельно добывать те знания, которых не хватает и подсказывая направления поиска.

Образно говоря, для строительства фундамента я даю все необходимое, для первого этажа – наружные стены, для верхних этажей – несущий каркас, для мансарды – чертежи, а для крыши – только эскизы внешнего вида.

Естественно, что всю недостающую информацию учащийся получает, в основном, от меня, но только в ответ на собственную познавательную активность.

Дети по-разному воспринимают предложенную методику:

  • Примерно четверть новичков легко и охотно принимают такие правила
  • Большая часть оказывает сопротивление, но постепенно втягивается в игру
  • Примерно 10-15% упорно отказываются от самостоятельных действий. Так ведут себя те, кто занимается только по воле родителей и тревожные дети. С этой группой работать труднее всего.

Спорт или детское техническое творчество?

С начала 90-х годов во всех видах модельного спорта нарастает разрыв между учебной, творческой и спортивной сторонами деятельности. Если раньше спортсмен-моделист был, прежде всего, создателем своей модели, то сейчас он стал пилотом и, в лучшем случае, сборщиком модели из высокотехнологичных комплектующих промышленного изготовления.

Особенно ярко эта тенденция проявляется в трассовом автомоделизме и соревнованиях радиоуправляемых автомоделей: в самых доступных и массовых классах Правила жестко предписывают использование моделей целиком промышленного изготовления. В тех классах, где нет столь жестких ограничений, идет очень активная «гонка вооружений», и спортсмен-юноша, выступающий с самодельной моделью, лишен даже теоретических шансов занять высокое место в соревнованиях.

В сложившихся условиях перед каждым педагогом встает вопрос выбора приоритетов, любой вариант ответа имеет свои достоинства и недостатки.

Если ограничить себя рамками детского технического творчества, можно решить большой объем учебных, познавательных, творческих задач с учащимися младшего и среднего возраста, но очень трудно сохранить интерес старшеклассников из-за отсутствия серьезных мотивов развития. Учебный процесс в этом случае не требует больших материальных затрат, но привлечь даже незначительные средства очень трудно из-за того, что нет ярких, «формализованных» результатов деятельности.

Выбор чисто спортивного направления деятельности в случае успеха может удовлетворить собственные амбиции педагога, интересы руководства и спонсоров. Учебный процесс в этом случае сводится к натаскиванию пилотов и отбору перспективных спортсменов. При твердом и последовательном движении по спортивному пути учащийся превращается в пассивного исполнителя, придаток к пульту управления и модели. При умелой работе тренера такой подход не вызовет протеста у учащегося, но с каким багажом он уйдет из коллектива, если не считать спортивных наград?

В результате многолетних поисков я выбрал свой подход к работе с детьми, который можно назвать так: «Детское техническое творчество со спортивным уклоном». Спорт для меня – эффективный инструмент, помогающий сформировать длительный устойчивый интерес к занятиям, стремление к росту и самосовершенствованию, проверить не только знания и умения, но и характер учащегося.


Для того, чтобы спорт заработал, как инструмент учебного процесса, мне приходится решить целый ряд задач:

1. «Перенацеливание» интересов учащихся.

Большинство детей приходит в коллектив потому, что «нравятся машины», «привлекли красивые модели», «хочет покататься на трассе», в лучшем случае – «хочет поострить модель». Все это желания поверхностны, сиюминутны и не обеспечивают интереса к длительному и трудоемкому обучению, которому обязательно сопутствуют неудачи. Поэтому с первых дней занятий приходится ненавязчиво, незаметно, методично настраивать учеников на другую цель – выигрыш соревнований, для достижения которой каждому надо узнать …, научиться делать …, понять …. Процесс это медленный и строго индивидуальный, часть детей совсем лишена спортивной жилки, для них может оказаться главной мысль «я это сделал».

Лучшей поддержкой педагогу в этой работе будут традиции, атмосфера коллектива. Если же коллектив молодой – педагогу необходимо заниматься тем, чему он учит, на глазах учащихся, с увлеченностью, которая зажжет их интерес.

2. Создание «лестницы достижений».

Во всех видах спортивного моделизма это трудная задача, поскольку действующая модель изначально сложна и трудоемка в изготовлении.

Для решения этой задачи пришлось создать специальную учебно-спортивную модель, разработать многоступенчатые технические требования и правила проведения соревнований, организовать сериал гонок под названием «Кубок Чайника», проводимых в течении всего учебного года так, чтобы это было привлекательно и для новичков, и для старших ребят, и для взрослых спортсменов.

Условия функционирования «лестницы» можно описать так:

  • Принять участие в соревнованиях на первой ступени можно только на модели, собранной своими руками.
  • Оставаться на каждой ступени можно сколь угодно долго, пока не достигнут успех.
  • Если достигнут успех, оговоренный Правилами, в следующем учебном году (и спортивном сезоне) необходимо шагнуть на следующую ступень.
  • По мере роста знаний, умений и амбиций можно начинать работать в спортивных классах моделей, продолжая выступать на верхних ступенях «Кубка Чайника».

Для движения вверх нет формальных ограничений, но я стараюсь согласовать шаги по лестнице с уровнем знаний и умений учащихся, тем самым превращаю спортивные амбиции в стимул познавательной активности.

3. Борьба педагога с собственными амбициями и внешним давлением.

Ни для кого не секрет, что спортивные успехи приносят гораздо больше благ и общественного признания, чем малозаметные стороннему наблюдателю достижения в учебной работе.

Ученики педагогов, работающих в чисто спортивном направлении, достигают сопоставимых результатов в соревнованиях в 1,5-2 раза быстрее, чем мои учащиеся. Правда, они кроме управления моделью почти ничего не умеют, но ведь в протоколах соревнований, дипломах и призах это не отражается!

Старшие учащиеся, занимающиеся спортом на высоком уровне, постоянно требуют внимания, времени и других ресурсов, которые взять можно только из учебной работы.

Все это требует четко определять приоритеты, распределять усилия по всем этапам учебного процесса, сопротивляться попыткам «наставить меня на путь истинный», бороться с собственными желанием выбрать кратчайший путь к успеху.


В этой работе я выделил отдельные болевые точки деятельности педагога, показал, какие способы использую при их преодолении. Буду рад, если коллеги сочтут возможным воспользоваться моим опытом или захотят вступить в дискуссию по наболевшим вопросам.

Читайте также: Спортивная составляющая учебного процесса

Андрей Игоревич Нестеренко,
Руководитель Лаборатории Трассового
Автомоделизма «Вираж» СПбГДТЮ
Санкт-Петербург, 2004 год

Источник: baseold.anichkov.ru
Оригинал документа: Скачать DOC-файл