Трасса ошибок не прощает! 1985

Ровно минуту длится заезд. При этом на прохождение одного круга лидеры затрачивают около пяти секунд. Двенадцать раз приходится преодолевать моделям коварные виражи трассы, разгоняясь на прямых участках, притормаживая на поворотах и вновь увеличивая скорость на «треке».

Так проходили первые Всесоюзные соревнования автомоделистов-трассовиков — юношеский Кубок СССР. За почетный приз боролись 88 участников из всех союзных республик, а также городов Москвы и Ленинграда.

Без малого два десятилетия насчитывает история отечественного трассового автомоделизма. Далеко не в первый раз проводятся и всесоюзные встречи. Трассовый моделизм, возникший и развивавшийся благодаря энтузиазму руководителей и организаторов технического творчества отдельных регионов нашей страны, обрел, наконец, «права гражданства».

Не случайно первым городом, принимавшим участников всесоюзных соревнований, стала Валмиера, расположенная неподалеку от Риги. Прекрасная трасса, созданная на городской станции юных техников силами энтузиастов этого вида спорта при активной помощи райкома ДОСААФ, большой опыт валмиерцев по проведению соревнований «Кубок Балтики» — все это предопределило место встречи автомоделистов.

Трасса… Для многих спортсменов этот прекрасный 25-метровый четырехдорожечный автодром так и остался непокоренным. Валмиерская трасса не прощала ошибок, но тем, кто смог ее освоить, она помогала в полной мере реализовать динамические и скоростные качества моделей, раскрыть заложенные в них возможности.

А возможности были практически у каждого спортсмена, почти у каждой модели. Большинство спортсменов привезли на соревнования конструкции, в которых было много новшеств, способствующих устойчивости микромашин на трассе, уверенному прохождению поворотов, повышенной динамике движения. И в первую очередь это касалось шасси автомоделей.

Паянные из стальной проволоки шасси с неподрессоренными «мостами» выглядят сегодня своего рода анахронизмом, а на трассы выходят модели с рамами из фольгированного стеклотекстолита с продольными торсионами — такие прекрасно ведут себя на трассе, уверенно на повышенной скорости проходят повороты, не переворачиваясь и не вылетая за пределы трассы.

Немало внимания уделяется сейчас и микродвигателям. Отсутствие высокофорсированных, высокооборотных надежных промышленных двигателей побуждает одних на создание моторов собственной конструкции с использованием элементов от серийных, других — на приобретение «фирменных», выпускаемых за рубежом. И, надо сказать, самодельные электродвигатели порой не уступали заграничным моторам — например японскому «Мабучи» или «Пико» (ГДР).

Одной из основных проблем на соревнованиях стал подбор резины для колес автомоделей. Дело в том, что валмиерская трасса имеет покрытие, коренным образом отличающееся от покрытия на большинстве трасс нашей страны. Технические условия требуют наносить на поверхности дорожок материалы, обладающие высокими коэффициентами трения в паре с распространенными среди трассовиков микропористыми резинами. Правда, в ряде стран в последнее время от такого покрытия начинают отказываться в пользу гладкого, с нанесенной на него специальной пастой, повышающей коэффициент сцепления колеса с дорожкой. Применяют последнее и на Валмиерской станции юных техников. Правда, специальных паст там не используют, предпочитая им обычную эпоксидную смолу. Нанесенная на дорожки (без введения в нее отвердителя) смола практически не высыхает, и такое липкое покрытие в паре с соответствующими покрышками повышает устойчивость моделей на трассе, их скоростные качества. Есть здесь только два неприятных момента — неподготовленность большинства спортсменов к работе на «липких» дорожках и абсолютная недопустимость использования токсичной эпоксидной смолы для подобных целей в детских учреждениях.

Естественно, что большинство призовых мест получили те участники, которые имели возможность как следует потренироваться на сложной трассе. Во всех четырех классах в четверку призеров вошли спортсмены Валмиеры, а также трассовики республиканской станции юных техников Латвии. Так, первое место в классе ТБ занял С. Матюшков (Валмиера), в классе TA-1 — Я. Грошс (РСЮТ Латвии), ТA-2 — К. Дубурс (Валмиера) и ТА-3 — И. Кокумс (РСЮТ Латвии). Как видите, это подтверждают и результаты кубковой встречи. Видимо, в будущем «фактор трассы» необходимо исключить и проводить всесоюзные первенства только на трассах, отвечающих условиям, заранее оговоренным правилами проведения соревнований. Это относится к длине дорожек, крутизне виражей, числу поворотов, количеству полос движения и, что самое главное, покрытию дорожек. На будущих соревнованиях не должно быть автомоделистов, лихорадочно вымывающих с помощью спирта и зубных щеток эпоксидную смолу из облепленных ею покрышек.

И еще один немаловажный вопрос. Среди множества автомоделей, копирующих гоночные машины, не нашлось ни одной, прототипом которой стал отечественный автомобиль. Об этом, равно как и о других проблемах трассового моделизма, шел серьезный и откровенный разговор на конференции, состоявшейся после завершения стартов. Среди пожеланий, выдвинутых руководителями команд и тренерами, была и рекомендация в будущем обязать команду иметь в числе других модель и отечественного автомобиля.

Но в целом дебют «узаконенного» трассового моделизма оказался успешным. Прекрасная организация соревнований, оперативное и беспристрастное судейство, доброжелательная и внимательная публика, заполнявшая зал Дворца культуры, — все это помогло Кубку СССР по трассовому автомоделизму стать подлинным праздником приверженцев этого вида спорта.

И. ЕВСТРАТОВ,
наш спец. корр.


Источник: “Моделист-Конструктор” № 11, 1985, с 30.
Оцифровка: Андрей Колегов
Журнал: Моделист-Конструктор 1985-11.pdf