А. НЕСТЕРЕНКО, Ленинград
После выхода в свет последнего издания правил по автомодельному спорту, наконец-то узаконивших деятельность трассовиков, перед приверженцами этого популярного вида моделизма встал вопрос: какие копии строить для выступлений в новом классе ТA-4? Прототипом для них мог стать любой автомобиль, выпущенный до 1950 года, кроме специальных рекордно-гоночных и трековых образцов. Долгий поиск привел к решению: наиболее подходящим оказался «Мерседес Бенц» 540 К «родстер». Строгая красота линий и богатая деталировка сразу привлекли внимание моделистов, а большая колея и низкий силуэт говорили о хороших ходовых качествах будущей трассовой.
Итак, выбор сделан. Главная задача при проектировании модели — как можно полнее повторить все узлы и детали прототипа, добиться высокой скорости и устойчивости трассовой на поворотах не «модельными», а «автомобильными» средствами. Надо отметить, что конструкция выбранной машины способствовала этому. Копийная рама, спаянная из жести, получилась очень легкой, жесткой на кручение и изгиб. Двигатель настолько велик, что под имитацией его капота удалось легко спрятать электромотор «Пико».
Задний мост оказался самой сложной частью модели. Вот что получилось в результате переработки прототипного варианта в трассовый. Картер главной передачи жестко крепится на раме, полуоси соединены с ведомым валом главной передачи через шарниры Гука, кожухи полуосей качаются в вертикальной плоскости, причем их шарниры навешиввются на картере соосно с шарнирами полуосей. Картер главной передачи разборный, из двух частей, разъем проходит по плоскости ведомой шестерни. Ее втулка запаивается в большей половине картера. Вся «цепочка» деталей, передающих вращение от двигателя к колесам, фиксируется на соответствующих валах шплинтами и заклепками, неразъемные соединения полезно дополнительно пропаять — это обеспечит высокую надежность конструкции в целом.
Передаточное отношение редуктора для мотора «Пико» 1 : 3 или 1: 5 для отечественного ДИ-1-2. Корончатая шестерня самодельная, выточена из бронзы. Модель зубьев — 0,3. Можно, конечно, применить и готовую от игрушек, но тогда картер главной передачи придется значительно увеличить в габаритах, да и ресурс узла заметно снизится.
Копийное колесо на первый взгляд кажется сложным, но работу над ним можно упростить, сделав его из двух отдельных частей. Лучший материал
для этих деталей — латунь, вытачиваются они на станке с одного установа. После окончания обработки в заготовках сверлятся отверстия под спицы, затем следует процесс покрытия хромом. Отдельные детали собираются на пайке. Спицы располагаются в три ряда, на предлагаемой копии достаточно установить в каждом колесе по 48 штук. Пружины подвески (по две с каждой стороны) верхним концом крепятся на лонжеронах рамы, нижним — на опорной пластине под кожухом полуоси. Пружины должны легко отсоединяться от опорной пластины, а главная передача — от поперечин рамы. Это обеспечит удобство обслуживания наиболее нагруженного и ответственного узла трассовой. Весь крепеж — винты М1,4 или М1,6.
В ступице обязательно запаивается фиксатор, препятствующий проворачиванию колеса относительно оси, a под колесный винт при сборке подкладывается разрезная шайба.
Конструкция переднего моста понятна из рисунка, поэтому ограничимся несколькими пояснениями. Шаровые опоры: шарик Ø 3 мм вытачивается из латуни, рычаг выполняется из полоски жести толщиной 0,4 мм и шириной 2 мм. Заготовка рычага изгибается на нужном участке «уголком» и затем «обтягивается» вокруг шарика. Шейка полученного готового рычага осторожно пропаивается. Главное, во время выполнения этой операции не допустить попадания припоя в шарнирное соединение. Для жесткости в вилку рычага впаивается дополнительная полоска жести. Рулевые тяги выгнуты из мягкой стальной проволоки Ø 1 мм.
Опорной пластиной токосъемника является отрезок фольгированного стеклотекстолита, флажок выполнен из фторопласта. Токосъемник подпружинен, имеет ход около 4 мм. Пружина его подвески надета нa направляющий стержень (на рисунке не показан). Жесткость «амортизатора», на который опирается вся передняя часть модели, подбирается опытным путем в зависимости от поведения копии на трассе. Мягкие проводники, идущие от щеточного узла, проводятся так, чтобы при максимальном отклонении токосъемника на них не появлялись резкие перегибы чтобы они не натягивались, провод берется марки МГТФ.
Кузов достаточно сложной формы, требует тщательной проработки каждой линии. Его лучше выклеивать из стеклопластика в негативной форме-матрице. Толщина выклейки 0,8-1,0 мм, передняя часть крыльев и задний обрез кузова («шлейф») упрочнены за счет увеличения толщины до 1,5 мм. Жесткость кузова обеспечивается двумя переборками, полом салона и коробом багажника. Четырехстворчатый капот делается из жести. Хомут крепления двигателя открыт снизу, мотор фиксируется в нем поперечной накладкой. Декоративные кожухи выхлопных труб имитируются пружинкой внешним Ø 4 мм, навитой из тонкого хромированного корда. «Торпедо» облицовано по-копийному — деревом ценных пород.
При качественном изготовлении масса готовой модели не превышает 220 г, из них около 60 г — кузов с деталями. Шины проще всего выточить из микропористой резины, однако значительно эффектнее смотрятся вулканизированные с протектором. Правда, надо учитывать, что масса последних несколько выше.
Постройка такой модели не представит труда для моделистов высокой квалификации. Тем, кто еще не имеет достаточного опыта в работе над миниатюрными трассовыми копиями, рекомендуем упростить узлы шасси. Пользуясь описанием предложенного прототипа и некоторыми конструктивными решениями, можно изготовить не только трассовую, но и кордовую или радиоуправляемую копию. В последнем случае также положительно скажется большая колея и низкий кузов — модель окажется более устойчивой в движении.
Легковой автомобиль «Мерседес Бенц» 504 К «родстер»
Технические характеристики автомобиля «Мерседес Бенц» 540 К «родстер»:
Двигатель — рядный, верхнеклапанный, восьмицилиндровый, оснащен приводным нагнетателем «Рутс», рабочий объем 5401 см³, мощность — 180 л. с. при 2300 об/мин; подвеска всех колес независимая, передних колес — на четырех поперечных рычагах и двух пружинах, задних — двухшарнирная с качающимися полуосями на четырех пружинах; длина автомобиля 4760 мм, ширина — 1860, высота (без тента) — 1300, база — 3000, колея передних колес — 1525, колея задних колес — 1502 мм, размер колес 6,50-17″ или 7,00-17″. Снаряженная масса — около 2 тыс. кг. Максимальная скорость — 180 км/ч, расход бензина — 25-28 л/100 км.
Конструкция заднего моста трассовой модели-копии:
1 — ведомый вал главной передачи, 2 — опорное кольцо кожуха полуоси, 3 — ведомая шестерня, 4 — картер главной передачи, 5 — втулка ведущей шестерни, 6 — ведущий вал-шестерня, 7 — входной шарнир главной передачи, 8 — распорная втулка, 9 — цапфа кожуха полуоси (винт М1,4), 10 — цапфа шарнира полуоси, 11 — кожух полуоси, 12 — полуось, 13 — тормозной барабан (имитация), 14 — ступица, 15 — обод колеса, 16 — диск колеса, 17 — винт крепления колеса М2.
Лапки крепления на раме и опорнан пластина пружин подвески не показаны.
Конструкция переднего моста и токосъемника:
1 — ступица, 2 — винт крепления колеса, 3 — шарикоподшипник 3X7, 4 — шарикоподшипник 2X6, 5 — стойка, 6 — тормозной барабан (имитация), 7 — нижний рычаг, 8 — шаровая опора верхнего рычага, 9 — верхний рычаг, 10 — рулевая тяга, 11 — верхняя опора пружины подвески, 12 — лонжерон рамы, 13 — балка переднего моста, 14 — втулка водила рулевой тяги, 15 — флажок токосъемника, 16 — опорная пластина токосъемника, 17 — щиток, 18 — щетка, 19 — стержень токосъемника, 20 — водило рулевой тяги, 21 — втулка токосъемника, 22 — пружинка-фиксатор токосъемника, 23 — хомут крепления двигателя.
Описание прототипа
«Родстер» — самый маленький автомобиль из семейства «Мердседес Бенц» 540 К, в которое входили модификации с различными заказными кузовами. Шасси однотипное для всех вариантов, изменялась лишь его длина, двигатель также одинаков для всех машин.
Подъемный тент убирался в специальный отсек за сиденьем, крышка багажника откидывалась назад и служила спинкой «тещиного места», сиденье хранилось в багажнике и при необходимости устанавливалось на уровне задней кромки люка багажника. Запасное колесо, полуутопленное в нише за багажником, могло быть закрыто крышкой. Под основными сиденьями находился ящик для инструмента.
На автомобиле много никелированных деталей: радиатор, бамперы, корпуса фар, стойки и окантовка окон, молдинги, планки и ободки на приборном щитке, петли и ручки дверей. Решетки- отдушины на боковинах капота либо черные (на светлых кузовах), либо никелированные. Колеса на светлых машинах крашеные, на темных — никелированные, иногда матовые. Кузов мог быть одноцветным (белым, красным) либо двухцветным, например верх и крылья — красно-коричневые, а боковины — цвета слоновой кости. Двигатель и рама — темно-серые, клапанная крышка, коробка скоростей, впускной тракт — серебристые (алюминиевое литье). Выхлопной коллектор — черный. Обивка сидений была выполнена из кожи, «торпедо» облицовано деревом ценных пород и отполировано.
Источник: “Моделист-Конструктор” №3, 1985, 35-37 с.
Оцифровка: Андрей Колегов
Журнал: Моделист-Конструктор 1985-03.pdf