Большие перемены в трассовом моделизме, 1990

В марте текущего года на новой трассе «Инорс» КЮТ «Умелец» Уфимского моторостроительного ПО прошли соревнования на Кубок СССР и Первенство РСФСР среди юношей, оказавшиеся достаточно необычными. Но чтобы разобраться в ситуации, полезно вначале заглянуть в историю.

Первые трассы появились в нашей стране в конце 60-х годов, когда члены сборной СССР по автомоделизму познакомились с этим видом спорта в Чехословакии. В течение 15 лет трассовый моделизм существовал у нас официально не признанный, без единых правил, как бы «подпольно». Проводились матчевые встречи различного уровня, причем по разным правилам, создаваемым их организаторами. В 1983 году трассовый моделизм наконец был признан и модели включены в новые Правила соревнований по автомодельному спорту СССР.

Но на первом же Кубке СССР выявились многочисленные неточности, ошибки, множественность толкований отдельных положений Правил. Процесс их «причесывания» и внесения поправок шел несколько лет. А когда Правила приняли закон ченный вид, они… непоправимо устарели. На Кубке СССР-89 окончательно сформулировалась и получила всеобщую поддержку идея необходимости полного пересмотра Правил. Была образована секция трассовых моделей при ФАМС СССР.

В кратчайший срок был создан проект изменений, проведено его заочное обсуждение, а в ходе осеннего семинара тренеров внесены поправки. Так что же нового в Правилах?

Полностью изменен класс ТБ-2. Теперь это копия спортивного автомобиля групп С1 или С2 в масштабе 1:32 (соответствует международному классу ЕЅ). Класс ТБ-1 стал соответство вать международному Gr-7. Для ТА-1 и ТА-2 упрощена про цедура техосмотра, выбор прототипа, потенциально модели стали более скоростными. Претерпели изменения требования к самим трассам и источникам питания.

Одновременно преобразован регламент проведения соревнований: он также приведен в соответствие с международными требованиями. Изменения нацелены на улучшение зрелищности и динамики стартов при 1,5-2 -кратной экономии времени с сохранением или даже увеличением количества заездов боль шинства участников. Появилась возможность автоматизировать процесс обработки судейской информации.


В результате активной деятельности секции удалось (не без борьбы) добиться компромиссного решения – провести соревнования на Кубок СССР и первенство РСФСР-90 по новым требованиям к моделям, но регламент заездов оставить старым.

А в жизни получилось так: квалификационные старты заняли два дня, и на четверть, полуфиналы и финалы осталось лишь полтора. Под угрозой срыва соревнований главный судья принял решение перейти на новый регламент. И острый, напряженный ритм проведения четвертьфиналов контрастно сменил замедленное течение квалификационных заездов. А в последний день -только финалы!

Надо отметить, что использовался очень сложный порядок подведения итогов. Представители 31 команды соревновались вместе, а по окончании путем замысловатого пересчета определялись места команд на Кубке. Судейская коллегия оказалась в трудном положении. В результате между окончанием заездов и церемонией закрытия соревнований образовался недопустимый разрыв более 4 часов, и, несмотря на него, многие команды не смогли до отъезда получить протоколы.


ПРИЗЕРЫ КУБКА СССР-90

Командный зачет: 1 – Ленинград (ЛГД ПШ), 2 – Ленинград (СЮТ Московского р-на), 3 – Воркута, 4 – Уфа (ДЮТ), 5 – Уфа (КЮТ «Умелец»), 6 – Сыктывкар.
Личный зачет класс ТА-1: 1 – М. Алексеев (Ленинград, ЛГДПШ), 2 – К. Сверчков (Ленинград, ЛГД ПШ), 3 – Д. Голосов (Сыктывкар), 4 – Б. Шалахонов (Ленинград, СЮТ), 5 – Ю. Ломтев (Воркута), 6 – Р. Игибаев (Уфа, КЮТ «Умелец»).
ТА-2: 1 – М. Алексеев (Ленинград, ЛГДПШ), 2 – К. Сверчков (Ленинград, ЛГДПШ), 3 – Д. Месяцев (Ленинград, СЮТ), 4 – Д. Тищенко (Уфа, ДЮТ), 5 – К. Бегетов (Ленинград, СЮТ), 6 – А. Филимонов (Воркута).
ТБ-1: 1 – А. Климов (Воркута), 2 – Р. Насыров (Уфа, ДЮТ), 3 – Н. Кащенко (Ленинград, СЮТ), 4 – С. Сверчков (Ленинград, ЛГДПШ), 5 – А. Васильченко (Уфа, КЮТ «Умелец»), 6 – Н. Казорин (Семиозерное).
ТБ-2: 1 – Д. Месяцев (Ленинград, СЮТ), 2- Р. Сафронов (Воркута), 3 – С. Сверчков (Ленинград, ЛГДПШ), 4 – В. Лапытько (Кустанай), 5 – А. Рублев (Уфа, ДЮТ). 6 – С. Зальянц (Ленинград, ЛГДПШ).


К приведенной таблице призеров Кубка можно добавить несколько интересных цифр. Средние скорости моделей-победителей в финале (в скобках результаты Кубка-89) в км/ч: TA-1 – 29,195 (25,23), TA-2 -31,862 (23,34), ТБ-1 – 35,366 (33,39), ТБ-2 – 28,155. В классе ТБ-1 прирост скорости невелик и объясняется различиями в форме трасс. В ТА-1 и ТА-2 увеличение быстроходности достигнуто в основном благодаря совершенствованию техники. Расчет оборотов двигателей через среднюю скорость в финале дает 34-42 тыс. об/мин в разных классах. Это соответствует примерно 60-70 тыс. об/мин на максимальной скорости.

Продолжение: О технике сильнейших спортсменов

Источник: “Моделист-Конструктор” № 11, 1990, 24-25 с.
Оцифровка: Андрей Колегов
Журнал: Моделист-Конструктор 1990-11.pdf