Предлагаем разработку простейшего электронного пульта управления трассовыми моделями, пригодного для пилотирования моделей всех классов.
Схема и первоначальное конструктивное исполнение разработаны А.В. Ярошевичем (г. Орел) в 2002 году. Пульт активно и успешно используется на соревнованиях всех уровней спортсменами из КЮТ «Умелец» (Уфа) и других команд.
Предложенная разработка выполнена А.И.Нестеренко (Санкт-Петербург) в 2006 году. Электрическая схема всего пульта и конструкция базовой платы остались без изменений. Доработаны по сравнению с первоначальным вариантом компоновка и некоторые технологические решения в ручке.
Разработка предполагает изготовление пульта учащимися 2-го года обучения под руководством педагога.
При изготовлении пульта нужно учесть:
- В самых мощных моторах возможны пиковые значения пусковых токов до 50 ампер, установившиеся токи до 20 ампер. В связи с этим приходиться ставить толстые силовые провода, усиливать проводники на плате, крепить транзистор на достаточно мощный радиатор с кулером (вентилятором).
- Современные трассы оборудуются двумя вариантами подключения ПУ:
- Евророзетка с выводом тормоза на контакты заземления
и отдельное гнездо Ø 4. - Три гнезда Ø 4.
- Евророзетка с выводом тормоза на контакты заземления
Вариант с евророзеткой совершеннее – он почти избавляет от ошибок в подключении и спасает от сожжения пультов. К сожалению, контакт «Земли» не всегда надежен, поэтому стоит выводить дополнительно конец «тормоза» на штекер, а для полной надежности, выезжая на чужую незнакомую трассу, иметь переходник от евровилки к отдельным штекерам Ø 4.
- Для защиты потенциометров и реле от механических повреждений стоит поставить дужки из жесткой проволоки, например, велоспиц (см. фото 1, 2).


- В разработке предложен простейший вариант пульта. Схема и конструкция пульта позволяют вносить усовершенствования, расширяющие возможности настройки под разные модели и условия гонок.
- На фотографиях показан пульт с дополнительным потенциометром для регулировки чока (снижения максимальной скорости модели), выключатель чока переставлен в другое место.
- Функции реле:
Р1 – размыкает силовую цепь при отпущенном курке
Р2 – замыкает цепь тормоза при отпущенном курке
Р3 – замыкает силовую цепь мимо транзистора при полностью нажатом курке (режим «турбо» или выключенный чок) - На плату «ручка» надо наклеить полоску пластика, картона или скотча под пружиной для предохранения от случайного замыкания схемы.
- Платы: стеклотекстолит фольгированный односторонний толщиной 2 мм
Отверстия в платах:
| 1 – 12 | Ø 1,2 |
| 13 – 15 | Ø под жилу силовых проводов |
| 16, 17 | Ø 2 |
| 19, 20 | Ø 3 |
| 21 – 23 | Ø под изоляцию силовых проводов |
| 24 – 27 | Ø под стойки крепления корпуса |
| 28 – 31 | Ø 3, попарно распилить |
| 32, 33 | Ø 3 |
| 34 | Ø под саморез крепления пружины |
| 35 | Ø 4 |
| 36 – 38 | Ø 6 |
| 39 – 41 | Ø 8 |
| 42 | Ø 6,1 |
| Гребенка | Ø 0,8 – 26 отв. под резисторы |
| Р1 – Р3 | Ø 1,2 – 15 отв. под ножки реле |
Провода:
- Жгут между платами:
| 3,6 | МГТФ 0,35 (цепь тормоза) |
| 1, 2, 4, 5 | МГТФ 0,12 (цепь управления) |
Все 6 проводов протянуть внутри кембрика (трубочка от капельницы Ø отв. 3 мм) длиной около 1 м.
- Монтаж на плате «ручка»: провода того же типа (7,8 – МГТФ 0,12)
При необходимости, можно заменить на провода другого типа (не уменьшая сечения), подобрать мягкий кембрик подходящего диаметра
Базовая плата:
- Силовая цепь:
| 13 – «белый» (+) | к евровилке, питание двигателя |
| 15 – «черный» | 2,5 мм2, мягкий |
| 14 – «красный» тормоз, питание схемы (-) | 1-1,5 мм2, мягкий |
На базовой плате усилить участки силовой цепи дополнительными проводниками 1-1,5 мм2 (см. фото 1):
— 13 – Р1
— 20 – Р1
— 15-16 – Р3
— 19 – Р3
- Монтаж элементов в базе:
| 9 | диод FR 307 (-) |
| 10 | диод FR 307 (+) |
| 11 | кулер (черный) |
| 12 | кулер (красный, диод D9Б (-) |
| 18 | диод D9Б (+) |
| 16 | транзистор КТ-827А (эмитер) |
| 17 | транзистор КТ-827А (база) |
| 19, 20 | транзистор КТ-827А (коллектор) |
| 1-6 | жгут к ручке |
| Р1 – Р3 | реле |
- Плата «ручка» — мотаж элементов в ручке:
| 1-6 | жгут к базе |
| 3А, 4А | провода к курку |
| Гребенка | резисторы между ламелями, первый (у цифры 7) 56 Ом – 0.25 Вт |
| Отв. 39 | тумблер вкл. прямой полной скорости, мимо транзистора, провода 2, 8 |
| Отв. 40 | потенциометр 100 Ом, 1-2 Вт – настройка скоростей. Провода 3, 7 |
| Отв. 41 | потенциометр проволочный 6-10 Ом, 2-3 Вт – настройка тормоза. Провода 3, 6 |
| Отв. 35 | под винт М4 крепление оси курка |
| Ось курка | гайка-заклепка стальная Ø6 – М4 с большим фланцем |
| Отв. 36-38 | стойки крепления корочек |
| Зоны43,44 | контакты-ограничители хода курка |
- Курок – выпилить из стеклотекстолита без фольги толщиной 2-2,5 мм одну большую деталь, 2-3 малых, склеить «супер-клеем», склепать двумя заклепками в потай, просверлить отв. Ø 6,1 под ось, закрепить контакт-обкладку вокруг штырька 3А (к нему провод 3А), закрепить пружинный контакт (от реле) (к нему провод 4А), установить пружину от ушка на курке к саморезу в отв. 34
Контакт-обкладка и пружинный контакт на курке изолированы друг от друга. - Стойки крепления корочек:
Выточить из полиэтилена (можно использовать, например, обрезки магистральных водопроводных или газовых труб), запрессовать в распиленные по рисунку отверстия, корочки крепить саморезами. - Контакты-ограничители хода курка:
Уголки из латуни, меди толщиной 1-1,5 мм, крепить на 2-х заклепках (см фото 1)



Авторы: Андрей Ярошевич и Андрей Нестеренко
Источники: baseold.anichkov.ru, slotracingcar.moy.su
Оригиналы документа (DOC-файлы):
— Электронный пульт своими руками
— Схема пульта, схема подключения трассы
— Установка корочек
Дополнение к статье читайте в Ещё раз о пультах