В № 1 мы опубликовали описание трассы «Юниор». Для простоты изготовления рама и кузов были выполнены из фанеры и дерева, а силовая передача выбрана фрикционная. Габариты трассы позволяют водить по ней и более сложные модели. Сегодня мы предлагаем для «Юниора» новую модель класса В2 (рис. 1 и рис. 2), которую разработали чехословацкие моделисты Милан Завада и Ибо Франчик. Она имеет малый вес и обладает отличной устойчивостью благодаря низко расположенному центру тяжести. Поэтому она одна из самых быстрых моделей этого класса в ЧССР.
1 — упор; 2 — рама; 3 — направляющий рычаг; 4 — винт крепления кузова к шасси; 5 — переднее колесо; 6 — ось переднего моста; 7 — рессора; 8 — качающийся рычаг токосъемника; 9 — электрические провода; 10 — хомутик крепления микроэлектродвигателя; 11 — микроэлектродвигатель; 12 — ведущее колесо; 13 — силовая передача; 14 — ведущая ось; 15 — подшипник; 16 — винт крепления хомутика и пружины токосъемника; 17 — пружина токосъемника; 18 — ось качающегося рычага с распорной втулкой.
Все узлы и детали модели устанавливают на раме 8 (рис. 3), которую вырезают из листового дюралюминия толщиной 0,8—1 мм, а затем изгибают, как показано на рисунке. Развертку на листе дюралюминия чертят карандашом, так как риски, нанесенные заостренным стержнем, при гибке могут превратиться в трещины и ослабить конструкцию. Заготовку рамы выпиливают лобзиком. После гибки выпиливают отверстия для качающегося рычага токосъемника, микроэлектродвигателя, передней оси и подшипников ведущей оси. В отверстия для задней оси вставляют подшипники скольжения 14. Качающийся рычаг токосъемника вырезают из листа дюралюминия. В нем сверлят отверстие для винта крепления, сегментное отверстие для упора 6 направляющего рычага токосъемника и два отверстия для оси.
1 — шина переднего колеса; 2 — диск переднего колеса; 3 — распорная втулка; 4 — ось переднего моста; 5 — направляющий рычаг; 6 — упор; 7 — рессора; 8 — рама; 9 — качающийся рычаг токосъемника; 10 — хомутик крепления микроэлектродвигателя; 11 — микроэлектродвигатель; 12 — силовая передача; 13 — ведущая ось;, 14 — подшипник; 15 — распорная втулка; 16 — диск ведущего колеса; 17 — шина ведущего колеса; 18 — пружина токосъемника.
Направляющий рычаг 5 выпиливают из пластмассы. Токосъемники изготавливают из оплетки кабеля диаметром 5 мм.
Диски 2 и 16 колес вытачивают из дюралюминиевой заготовки диаметром 16 мм, шины 1 и 17 — из мягкой листовой резины толщиной 15 мм. Вначале в резине вырезают с помощью сверлильного станка отверстие диаметром 13 мм, затем на токарном станке на оправке диаметром 15 мм обрабатывают заготовки по размерам шин. Шины на диски надевают с натягом на клею.
Оси 4 и 13 — стальные, диаметром 3 мм. Резьбу на концах нарезают плашкой.
В конструкции был установлен микроэлектродвигатель II марки «Игла-4,5 в». Его можно заменить отечественным микродвигателем типа ДП.
Зубчатая передача имеет передаточное отношение 1 : 4. Ее колеса подбирают от какого-нибудь ненужного прибора. Ведущее колесо должно иметь отверстие диаметром 2 мм, ведомое — резьбу М3.
Сборка шасси. Вначале устанавливают ось задних колес. Зазор регулируют распорными втулками. Ось передних колес вставляют в отверстия и прижимают двумя стальными пластинками 7 (пружинами). Затем устанавливают и закрепляют хомутиком 10 с двумя винтами микроэлектродвигатель. В последнюю очередь собирают качающийся рычаг токосъемника с направляющим рычагом, который должен свободно поворачиваться до упоров. Клеммы токосъемников соединяют гибким проводом с клеммами микроэлектродвигателя.
ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Номер детали | Название | Материал | Размеры заготовки (мм) |
1 | Шина | Резина | ⌀ 30 × 10 |
2 | Диск | Дюралюминий | ⌀ 16 × 15 |
3 | Распорная втулка | Алюминий | ⌀ 4/з × 15 |
4 | Ось передняя | Сталь | ⌀ 3 × 80 |
5 | Направляющий рычаг | Пластмасса | 10 × 20 × 25 |
6 | Упор | Сталь | 3 × 10 |
7 | Пружина | Сталь | 0,2 × 5 × 50 |
8 | Рама | Дюралюминий | 1 × 80 × 155 |
9 | Качающийся рычаг токосъемника | Дюралюминий | 1 × 35 × 65 |
10 | Хомутик электродвигателя | Дюралюминий | 0,5 × 10 × 120 |
11 | Микроэлектродвигатель | ||
12 | Зубчатые колеса | Латунь, сталь передаточное отношение 1 : 4 | |
13 | Ось задняя | Сталь | ⌀ 3×75 |
14 | Втулка | Латунь | ⌀ 10 × 12 (10) 3 × 12 ⌀ 4/з × 5 |
15 | Распорная втулка | Алюминий | |
16 | Диск | Дюралюминий | ⌀ 16 × 20 |
17 | Шина | Резина | ⌀ 35 × 15 |
Вниманию читателей!
Автомодели с внешним питанием (АВП) и трассовые модели — одно и то же. Но поскольку более распространенным является термин «трассовые модели», то мы в будущем всегда будем пользоваться им.
В. МАСИК,
инженер
Источник: “Моделист-Конструктор” № 5, 1969, с 24-25
Оцифровка: modelist-konstruktor.com
Журнал: Моделист-Конструктор 1969-05.pdf