Приз журнала разыгрывается, 1973

«Забытый богом уголок земли», — писал про Мангышлак великий украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко, когда отбывал там царскую ссылку. Представление об этом, еще недавно безлюдном уголке нашей страны меняется на глазах. С каждым годом преображается ландшафт некогда дикого и пустынного края. Немногим более десяти лет назад на восточном берегу Каспия поднялись красивые многоэтажные дома из белого ракушечника с лоджиями и балконами, раскинулись широкие зеленые проспекты города юности — Шевченко. Его можно назвать братом Рудного, Балхаша, Джезказгана, Аркалыка и многих других молодых городов Казахстана.

Город Шевченко молод не только годами, но и своими жителями. Сегодня в их распоряжении филиал Всесоюзного заочного политехнического института, широкая сеть общеобразовательных дневных и вечерних школ. Особая гордость ребят — городская станция юных техников, которая в конце июня принимала участников четвертых Всесоюзных соревнований по трассовому автомоделизму, организованных журналом «Моделист-конструктор» и Министерством просвещения Казахской ССР.

Преодолев сотни и даже тысячи километров, приверженцы нового технического вида спорта из Украины, Белоруссии, Латвии, Армении, Казахстана, а также многих городов Российской Федерации прибыли в центр Мангышлакской области — самой молодой области страны. Для участников соревнований кружковцы станции подготовили великолепную четырехдорожечную трассу длиной 50 м, оборудовали ee электронным счетчиком кругов.

Первые тренировочные заезды… Спортсмены быстро осваиваются на новой для них и довольно сложной трассе. Большинство участников показывают хорошее знание техники, быстро ориентируются на трудных участках, тонко чувствуют возможности своих машин. Одним словом, демонстрируют отличную подготовку к предстоящим соревнованиям.

Техническая комиссия допустила к стартам около ста микроавтомобилей. Среди них: класс А — модели спортивных машин с открытыми колесами, класс Б — модели серийных автомобилей и класс С — модели автомобилей свободной, собственной конструкции с закрытыми колесами. На большинстве моделей установлены электродвигатели, выпускаемые фирмой «ПИКО» (ГДР), и электродвигатели отечественного производства типа «ДП-1-13». Моделисты Шевченко и ребята из Перми вооружили свои «автомобили» электродвигателями собственной конструкции. В основном на всех машинах передача с вала двигателя на колеса осуществлялась через редуктор и только на отдельных — через фрикцион.

При подготовке к соревнованиям творческий поиск автомоделистов был направлен прежде всего на повышение надежности работы электродвигателя путем подбора наиболее оптимального передаточного отношения редуктора, устойчивости модели на трассе — снижение центра тяжести. Серьезное внимание также уделялось отработке внешнего вида и уменьшению общего веса автомодели за счет облегчения рамы, осей, колес, шин и использования для изготовления кузова таких материалов, как бальза и стеклоткань. Предметом особой заботы автоконструкторов было изготовление направляющего узла с токосъемниками, испытывались различные конфигурации направляющей планки, чтобы уменьшить возможность ee заклинивания при прохождении крутых виражей.

В течение трех дней на трассе, отвечающей самым высоким техническим требованиям, шла интереснейшая и бескомпромиссная спортивная борьба. По-прежнему уверенно выступили автомоделисты Центральной станции юных техников Латвии и станции юных техников Риги. Однако очень скоро в спор с «ветеранами» за призовые места вступили спортсмены станции юных техников города Шевченко и Воркутинского Дворца пионеров.

Автомодели с большой скоростью преодолевают круг за кругом, световое табло точно фиксирует путь, пройденный за три зачетные минуты. Результаты настолько близко стоят друг к другу, что практически до самого последнего заезда неясно, кто же завоюет первое общекомандное место: хозяева трассы или гости из Латвии.

Наконец все волнения позади. Опыт и выдержка победили. Первое место завоевали автомоделисты станции юных техников Риги, второе — спортсмены Центральной станции юных техников Латвийской ССР (первая команда) и третье — спортсмены станции юных техников города Шевченко. Успешно в общекомандном зачете выступили также автомоделисты Дворца пионеров Воркуты, Черкасской областной станции юных техников и Брацлавского Дома пионеров Винницкой области, занявшие соответственно четвертое, пятое и шестое места.

Отрадным итогом этой увлекательной спортивной борьбы явилось то, что он ярко показал возросший уровень технического и спортивного мастерства автомоделистов многих районов страны — городов Шевченко, Воркуты, Новороссийска, Армянской и Украинской республик.

B личном зачете среди гонщиков, выступивших с моделями класса А, на первом месте Иварс Раманс (Латвия); с моделями класса Б — Андрис Озолиньш (Латвия); с моделями класса С — Андрей Костенко (город Шевченко).

…На площади, у станции юных техников, свежий ветер Каспия развевает флаги союзных республик. В соответствии с занятыми местами выстраиваются команды спортсменов. Последние приготовления к торжественному закрытию соревнований.

Победитель четвертых Всесоюзных соревнований по трассовому автомоделизму — команда Риги — награждается дипломом журнала «Моделист-конструктор», ей вручаются переходящий кубок журнала и памятный кубок Шевченковского горкома партии. Первая команда Латвии и команда города Шевченко становятся обладателями памятных кубков Министерства просвещения и Центрального Комитета комсомола Казахстана. Дипломами журнала награждаются также команды города Воркуты, Черкасской и Винницкой областей и спортсмены, успешно выступившие в личном зачете.

Четвертые Всесоюзные успешно финишировали. Пройдет немного времени, и флаг пятых, юбилейных соревнований будет поднят в одном из центров трассового автомоделизма. Оргкомитет уже приступил к их подготовке. Внимательно изучаются все замечания и предложения, высказанные представителями команд на технической конференции, состоявшейся после соревнований. А предложений было много. Среди них введение стендовой оценки по всем трем классам автомоделей, заезды без помощи «механиков», участие взрослых с моделями-копиями классов А, Б и С и многие другие. В ближайшее время новое положение о проведении Всесоюзных соревнований по трассовому автомоделизму будет разослано во все заинтересованные организации.

Минувшие соревнования еще раз убедительно показали, что новый технический вид спорта, требующий от спортсменов знания основ автомобилестроения, постоянного творческого поиска, конструкторской смекалки и фантазии, уверенно утверждается в различных уголках нашей страны.

А. РАГУЗИН,
председатель оргкомитета
IV Всесоюзных соревнований
по трассовому автомоделизму

Редакция журнала выражает глубокую признательность Т. А. Апакаеву — директору станции юных техников города Шевченко, В. Е. Калме — главному судье и М. Я. Плявениеце — главному секретарю соревнований за активное участие в подготовке и проведении четвертых Всесоюзных соревнований по трассовому автомоделизму.


Соревнования на трассе

Фоторепортаж А. Рагузина

  1. Открытие IV Всесоюзных.
  2. Итак, заезды…
  3. Наравне со взрослыми. Самый юный участник соревнований — Кристаис Гелзис (Латвия).
  4. Призеры — хозяева трассы — Андрей Костенко и Виктор Буренко.
  5. Радость победы: первое место у спортсменов Рижской СЮТ.
  6. Болельщики…

Источник: “Моделист-Конструктор” № 10, 1973, с 48, обложка 3-я стр.
Оцифровка: Андрей Колегов
Журнал: Моделист-Конструктор 1973-10.pdf