Грустный праздник трассовиков, 1992

Соревнования на Кубок СССР-91 по трассовым автомоделям… Ожидалось, что они станут не только очередным (седьмым по счету) смотром сил трассовиков страны, но и подлинным праздником для всех почитателей этого вида спорта. Учитывая место проведения — город на Неве, один из центров отечественного трассового моделизма, — и наметившиеся было на прежних стартах обнадеживающие тенденции, делались самые благоп риятные, радужные прогнозы….

И вот — действительность. Если в прошлые годы на считавшиеся по праву достаточно престижными соревнования лучших трассовиков страны прибывало от 20 до 30 и более спор тивных коллективов, то на этот раз в них приняли участие лишь 9 команд. Организационные (и не только) неувязки лишили возможности прибыть результативным спортсменам из Воркуты, Кременчуга, Кустаная, Эстонии и других центров трассового автомоделизма.

Из 36 участников заездов лишь 9 человек — кандидаты в мастера спорта СССР. Основной же контингент составляли школьники, еще не успевшие в свои 15-16 мальчишечьих лет подняться выше уровня 2-го разряда.

Борьба за Кубок СССР-91 велась на трассе, подготовленной энтузиастами лаборатории трассового автомоделизма Ленинградского городского Дворца творчества юных. Сорокаметровая, четырехдорожечная, сама по себе она ни у кого нареканий не вызывала. Но установлена была чуть ли не в самом узком и тесном помещении. Разместить в таком даже участников соревнований — проблема. О зрителях, трибунах с многочисленными, неравнодушными ко всем перипетиям борьбы за Кубок страны болельщиками, как говорится, мечтать здесь не приходилось.

Таким образом, одна из главных задач и целей соревнований — популяризация автомодельного спорта — оказалась нерешенной. Надеявшиеся на лучшее, но очутившиеся в столь стесненных условиях тренеры-руководители команд с грустью вспоминали прежние товарищеские встречи трассовиков. Особенно тепло отзывались о тщательно подготовленных, отлично организованных стартах на Кубок СССР-85 в городе Валмиера (Латвия).

Была ли возможность организовать все должным образом и в Ленинграде? Бесспорно. Дворец творчества юных располагал большими зрительными и спортивными залами, имелся и значительный опыт проведения массовых мероприятий. Не обделен ДТЮ и полагающимся штатом педагогов, технических работников. В городе на Неве — мощнейшая спортивная база, одна из самых больших в стране организаций ДОСААФ.

Но возможности эти, увы, остались в данном случае нереализованными. И вся организация, проведение соревнований на Кубок СССР-91 по трассовым автомоделям (да еще в дни школьных каникул) стала уделом двух-трех работников Дворца творчества юных и Ленинградского комитета ДОСААФ. Причем отнеслись эти люди к порученному им делу, думается, далеко не лучшим образом.

Это не могло не сказаться на самих спортивных результатах. После финальных заездов места в пятерке лидеров-команд распределились в следующем порядке. Впереди всех оказался Ленинградский городской Дво- рец творчества юных — 1152 очка. За ним — ЦТТ Московского района Ленинграда (935 очков). Третье и четвертое места поделили между собой команды Дома юного техника Уфимского завода имени В. И. Ленина и Центра технического творчества г. Актюбинска (821 очко). Замыкает пятерку сильнейших коллектив трассовиков Дома пионеров и школьников из г. Семиозерного Кустанайской обл. У него — 724 очка.

В личном зачете особый успех выпал на долю учащегося 9-го класса средней школы № 44 Ленинграда, защищавшего честь команды хозяев трассы, — ДТЮ, Константина Сверчкова, имевшего до этого лишь второй спортивный разряд. В классах моделей ТА-2 и ТБ-2 этому, безусловно талантливому, спортсмену не было равных. Столь же уверенно выступил другой представитель Ленинградского городского Дворца творчества юных — второразрядник, учащийся кинотехникума Алексей Молчанов. Он стал обладателем золотого жетона в классе ТА-1 (формула) и серебряного в классе ТА-2. Порадовал своими достижениями всех и еще один ленинградец — Кирилл Бекетов. Этот спортсмен-второразрядник, восьмиклассник средней школы № 544, занял первое место в классе ТБ-1.

Спортсменам из других городов, что называется, не везло. Но они не отчаивались. И вот, потеснив достойных соперников, 2-е место в классе ТА-2 занял 17-летний Камиль Фахретдинов. Он из г. Актюбинска, где учится в СПТУ № 5. Столь же высокий результат в классе ТБ-1 у кандидата в мастера спорта СССР Николая Казорина. Этому трассовику 17 лет. Он учащийся 10-го класса средней школы № 1 г. Семиозерного.

НА КАКОЙ ЖЕ ТЕХНИКЕ ВЫСТУПАЛИ СПОРТСМЕНЫ?

Из 54 представленных технической комиссии моделей к классу ТА-1 относились 12, к ТБ-1 и ТБ-2 — по 13. Найбольшее число (16) представляли класс ТА-2. Лучшими оказались модели, созданные ленинградскими трассовиками, уверенно заявившими о себе еще в 1989 году.

Заметно усложнилась технология конструирования и постройки моделей. При этом широко используются самые прогрессивные материалы. В частности, рамы лучших моделей вырезаны на электроэрозионных станках из листовой миллиметровой стали с последующей закалкой. Кузова выполнены из пленок ПВХ, ПХВ И АБЦ толщиной до 0,4 мм методом вакуумного формования. Колеса выточены из электрона или капролона. Отдельные спортсмены пользовались и колесами, отлитыми из полиамида.

У всех (без исключения) на моделях были установлены электродвигатели собственной конструкции и изготовления, большинство из которых обладали малой массой (в собранном виде от 20 до 25 г) при высокой мощности и достаточной надежности, развивая до 60-70 тыс. об/мин. Судя по
всему, немаловажным параметром становится их термостойкость.

Что касается используемых прототипов, то чаще всего участники соревнований останавливали свой выбор на наиболее популярных в автоспорте машинах. Это, в частности, «Порше ЅІІ Турбо», «Порше-тренер», «Феррари», «Мак-Ларен», другие не менее известные марки. Ориентиром здесь, по признанию многих, выступали публикации в «М-К», а также материалы ряда других (в том числе и иностранных) журналов.

Г. Драгунов
председатель комиссии информации
и пропаганды ФАМС СССР


Источник: “Моделист-Конструктор” № 1-2, 1992, 27 с.
Оцифровка: Андрей Колегов
Журнал: Моделист-конструктор 1992-01-02.pdf