Новинки очередного Кубка, 1993

Р. М. ОГАРКОВ,
главный тренер
команды России
по р/у автомоделям,
судья Всесоюзной категории

В марте этого года в дни школьных каникул прошли очередные соревнования на Кубок России по трассовому моделизму, на котором выступало 75 спортсменов из 19 команд 17 регионов России. Были на соревнованиях и «иностранцы» — моделисты из Кустаная и села Семиозерного (обе команды из Казахстана). Ранее они традиционно выступали на Всесоюзных соревнованиях трассовиков.

Несколько слов о месте проведения соревнований и их техническом оснащении. Они проходили в помещении КЮТ «Умелец» Уфимского моторного завода (выпускающего в качестве «ширпотреба» известные всем моторы для автомобилей «Москвич-412» и «Москвич-2140»), где в 1989 году под руководством К. Сарьярова была построена 50-метровая шестидорожечная трасса с гладким (не абразивным) покрытием.

По современным правилам соревнований применение абразивных (оклеенных наждачной бумагой) покрытий не допускается. Новые правила предписывают делать «намазку» гладкой поверхности трассы смесью лыжной мази с вазелином. Это улучшает сцепление резины колес с дорожкой и делает движение модели более «эластичным» и устойчивым.

В комплект электрического обеспечения трассы входит блок щелочных аккумуляторов большой емкости, соединенных в батарею. Каждая дорожка имеет ступенчатый коммутатор, размещенный на операторском помосте и позволяющий моделисту самостоятельно выбирать напряжение от 4 до 16 вольт.

В комплексе с трассой работает электронный секундомер (разработанный С. Чащиным) с автоматическим счетным устройством кругов, показания которого выведены на светящееся табло. Этот секундомер отсчитывает задаваемые хронометристом обусловленные регламентом соревнований отрезки времени (1, 2, 3, 5 минут), после чего автоматически отключается напряжение на дорожках.

Трудности начались сразу, как только заработала техническая комиссия, которая определяла соответствие модели правилам, — а они-то как раз подверглись к началу этих соревнований большим изменениям. Это случилось не вдруг. Сначала в течение двух лет собирались предложения моделистов по изменению и приближению их к международным. Затем в конце 1990 года Президиумом федерации автомодельного спорта был утвержден проект Правил по автомодельному спорту (раздел трассового автомоделизма), по которому проводились соревнования трассовых моделей 1991 и 1992 годов.

Надо отметить, что на сегодняшний день динамика «модернизации» Правил соревнований самая большая у моделистов-трассовиков. Каждый год от моделистов поступают «предложения» и «уточнения». Учитывая их пожелания, Центральный автосудомодельный клуб России систематизировал и внес в Правила «самые последние» пожелания моделистов. Они-то и вызвали трудности в прохождении технической комиссии.

Изменения коснулись требований к внешнему виду моделей (окраска кузова должна быть копийной; не допускается изменение формы, размеров и пропорций аэродинамических устройств, а также мест их расположения и т. д. и т. п.). Ужесточились требования к качеству отделки кузова. В результате 8 моделей не смогли пройти техком и, естественно, не были допущены к соревнованиям. Судейская коллегия решила дать возможность недопущенным участникам исправить свои ошибки и пройти техническую комиссию утром перед началом заездов. Все «нарушители» были допущены к соревнованиям.

Пересказывать словами, как проходят модельные соревнования, — занятие неблагодарное. Их надо видеть. Можно сказать только одно, что на этих соревнованиях, как и на всех остальных, было все: поломки, столкновения, перелеты моделей через борт в зрителей, потери деталей, сожженные моторы, раскрасневшиеся лица участников и аплодисменты зрителей победителям.

Очень сильно выступала команда Дома творчества юных С.-Петербурга. В ее составе родился в ходе этих соревнований «дубль»-победитель Костя Сверчков. Он ветеран этой команды. Ему 16 лет, он ученик 10-го класса 44-й средней школы С.-Петербурга. Он победил в престижном классе моделей ТА-1 и во Вновь введенном классе TA-3 (GM) — внемасштабная модель седельного тягача.

Прошлогодние победители моделисты КЮТ «Умелец» уступили свою победу и смогли занять только третье место. Кубок России по трассовому автомоделизму сменил прописку Уфы на С.-Петербург.

Хочется сказать несколько добрых слов в адрес организаторов. В наше трудное время, когда многие мероприятия (даже большей значимости, чем соревнования мальчишек) срываются из-за отсутствия материального обеспечения, этому событию «крупно» повезло. Финансовую ношу взяли на свои плечи две организации: Центральный автосудомодельный клуб России, выделивший на это мероприятие более 61 тыс. руб., и Центр научно-технического творчества учащихся Министерства образования РФ (бывшая ЦСЮТ РСФСР), ассигновавший около 319 тыс. руб. Такие средства позволили непосредственным организаторам на месте обеспечить участникам соревнований проживание в гостинице и питание. Это большая помощь находящимся на «финансовом голоде» кютам и сютам, с трудом организующим местные мероприятия подобного рода.

Глядя на прошедшие в Уфе соревнования, оценивая все плюсы и минусы, достижения и потери, хочется попытаться спрогнозировать ближайшее будущее этого вида моделизма. Хотя дело это неблагодарное.

Всем понятно, что без взрослых, без руководителей, которые привезли ребят сюда, этот спорт жить и развиваться не смог бы. В конце соревнований вне зачета решили посостязаться между собой «на интерес» (для определения рейтинга) руководители кружков и тренеры. Гонка была захватывающей, потому что в заезде участвовали модели «международного класса», не входящие в наши Правила по причине дороговизны «комплектующих» и сложности конструкции; да и опыт «водителей» был больше, чем у ребят. Одним словом — тренеры.

Но вот тренеры-то как раз при существующем положении дел оказываются «вне закона». Правилами соревнований (а главное — спортивной классификацией), по которым присваиваются спортивные звания спортсменам, возраст участников ограничивается 18 годами. А дальше? На Западе проводятся соревнования по этому виду спорта вплоть до чемпионатов мира, и участвуют в них все желающие, независимо от возраста. Необходимо иметь только соответствующий рейтинг, определяемый в процессе участия в соревнованиях. Технику для спортсменов производят фирмы. Здесь и электромоторчики высшего класса, и резина (шины) для трека любой конфигурации, и кузова в ассортименте, и многое-многое другое.

Уставом ІМСА (Международная ассоциация автомоделистов), которая объединяет всех моделистов-трассовиков, в Положениях на каждый год предписывается, какие электродвигатели должны стоять на моделях, какого типа кузова участвуют в соревнованиях, перечень разрешенных доработок и т. д. В некоторых случаях рекомендуется выступать на соревнованиях только на серийно выпускаемых моделях, без доработок.

В спортивном репортаже трудно поднимать технические вопросы. Это заслуживает отдельной публикации. Но об уровне, достигнутом трассовиками, можно судить по применяемым на моделях электродвигателям.

Вот яркий пример достигнутого совершенства лучших моторчиков, устанавливаемых на модели класса ТА-1 (М1:32, открытые колеса, ось якоря электродвигателя перпендикулярна ведущей оси): диаметр якоря двигателя около 10 мм, развиваемые обороты до 100 000 об/мин, потребляемый ток 6—8 ампер (в импульсе до 10 ампер) при напряжении 12—14 вольт (считайте развиваемую мощность), материалы магнитов, как правило, сомарий-кобальт, а щетки из меднографита с добавкой молибдена.

Это краткий перечень параметров и материалов, которыми обладает электродвигатель. Но для хорошей работы необходимо создать еще и хорошую конструкцию всех деталей электродвигателя, чтобы он не ломался и обеспечивал необходимый ресурс. Не нужно забывать, что во время работы электродвигателя выделяется огромное количество тепла, приводящее в некоторых случаях к его разрушению.

Трассовый моделизм 90-х годов сильно отличается от 70-х, когда он делал еще только первые свои шаги. Модели стали значительно сложнее, а скорости несравнимо выше прежних.

Чтобы строить современные модели, нужен новый технологический уровень. Старыми «кустарными» методами нельзя изготовить хорошую модель. Сейчас стоит задача наладить промышленный выпуск комплектующих, необходимых для сборки моделей. Кое-что уже сделано. Появились кузова, «липучие» наклейки, можно (в основном на соревнованиях) купить электродвигатели и резину для шин.

Глядя на шумных и веселых участников прошедших соревнований, можно с уверенностью сказать, что спортивный праздник состоялся и каникулы не пропали даром. Пусть не всем повезло и не все получили ценные призы, предусмотренные организаторами для победителей, но как говорят в таких случаях — победила дружба. Впереди новые встречи и новые победы.


Модели-«чемпионы» «дубль»-победителя соревнований Кости Сверчкова из С.-Петербурга. Слева — машина класса ТА-1, справа — внемасштабная копия седельного тягача класса ТА-3 (GM).

Типичный представитель трассовых моделей нового класса ТА-3 (внемасштабная копия седельного тягача).


Результаты личных соревнований на Кубок России по классам моделей

г. Уфа. 25-29 марта 1993 г.

Результаты командных соревнований на Кубок России по трассовому автомоделизму

г. Уфа. 25-29 марта 1993 г.


Источник: Р. М. Огарков, Новинки очередного Кубка, “Моделист-Конструктор” № 8, 1993, 18-19 с.
Оцифровка: Андрей Колегов
Журнал: Моделист-Конструктор 1993-08.pdf