Ещё раз о пультах

Статья «Электронный пульт – своими руками», на мой взгляд, требует дополнений, которые я предлагаю Вашему вниманию.

  1. Надо отдать должное автору проекта – Андрей Владимирович Ярошевич создал простую, логичную, технологичную конструкцию, которая хорошо работает и легко поддается усовершенствованию. Возможно, такая задача автором и не ставилась, но этот пульт будто специально создан для изготовления детскими руками. Односторонние платы с простым, грубым рисунком проводников кружковцы 11-13 лет уверенно копируют, их легко контролировать на всех стадиях изготовления и сборки. Платы не нуждаются в химическом травлении – я нарезаю изолирующие канавки на двух платах с помощью бормашины тонкими отрезными дисками меньше, чем за 10 минут. То же можно сделать вручную резцом – «зубом» или на фрезерном станке твердосплавным бором или центровкой.
  2. Возможности применения пульта в том виде, как предложено в разработке, несколько завышены. Он отлично подходит для «Чайника», Int-32, G-12 и F 1/32, но слабоват для SP-32, ES-24. Если Вы хотите получить пульт для всех классов и задействовать полный набор регулировок, Вам надо:
    на базовой плате:
    a) Заменить 10-амперные реле на 30-амперные, например: на скорость – TTI TR 90 VDC-SB-B (на размыкание), на турбо – TTI TR 90 VDC-SB-А4 (на замыкание),  на тормоз можно оставить 10-амперное
    b) Поставить радиатор увеличенного размера
    c) Поставить параллельно два одинаковых силовых транзистора
    d) Увеличить сечение дополнительных силовых проводников на плате до 2,5 мм2.

    Рисунок базовой платы Вам придется создать самим, с учетом размеров применяемых реле и радиаторов. Привожу вариант платы под узкий (шириной 50 мм) радиатор от процессора «Пентиума-2» и названные выше реле (схему см. в конце статьи):
    – в жгуте: между ручкой и базовой платой увеличить сечение проводников № 3,6 (цепь тормоза) до 1 мм2.
    в ручке:
    a) Если Вы хотите получить регулируемый чок, разорвите  проводник «5-гребенка», подключите в разрыв потенциометр 1 Вт – 60 – 100 Ом.
    b) Если Вам нужна «турбокнопка», подключите ее между проводниками 2 и 3.
    с) Если Вам мало 12 скоростей в «гребенке», нарисуйте свою, можно изменить не только количество ламелей, но и ход курка. Можно подсоединить к «гребенке» разъем и использовать сменные чипы, поиграть с разными номиналами резисторов. При желании, можно придумать множество разных «примочек», меняющих алгоритм регулировок Вашего пульта в соответствии с характером владельца – схема столь проста, что это занятие не требует познаний в области электроники.

  3. Стоимость всех комплектующих и расходных материалов для изготовления простейшего пульта укладывается в 500 рублей (по петербургским ценам 2006г.), пульт со всеми предлагаемыми наворотами обойдется в пределах 700 рублей.
  4. Какой пульт лучше? Мы попытались ответить на этот вопрос и провели тесты пяти пультов:

– Пульт, выполненный точно по разработке из статьи «Электронный пульт – своими руками» (в дальнейшем «Яр-1»)
– «Ильич» (автор В.Б. Мартышов), приобретенный недавно А. Жбановым
– «Валик» (производство – Украина, 2004г.)
– Пульт, созданный на основе рекомендаций, приведенных в данной статье – «Яр-2»
– Пульт «Вася», разработка Василевского В.М.

Тестировали:
Василевский В.М. – опытный пилот с постоянной гоночной практикой во всех классах, привычный пульт – «Вася».
Нестеренко А.И. – большой многолетний опыт в теории и практики трассового автомоделизма, постоянная гоночная практика  только на «Чайнике» с Пармой, привычный пульт – «Яр-2».
Морозов В.В. – молодой, быстрый, но нестабильный пилот, едет на всем, что движется, привычный пульт – «Валик».

Катались:
Василевский В.М. – G-12
Нестеренко А.И. – G-12 и Чайник-Парма
Морозов В.В. – G-12, SP-32, ES-24

Немного о технике… Первые четыре пульта почти идентичны: регулятором тока являются мощные транзисторы (один – у «Яр-1», 2 параллельных – у «Ильича», «Валика» и «Яр-2»), за коммутацию силовых цепей отвечают реле или контакты под курком; немного отличается количество регулировок и алгоритмы настройки.
Особняком стоит пульт Василевского – регулятором напряжения являются полевые транзисторы, они же коммутируют силовую цепь, управляющая цепь сложна и требует первоначальной приборной настройки.

Результаты тестов:

– у Василевского разница во времени на разных пультах получилась чисто символической – всего 0,04 секунды. Субъективные впечатления – у «Яр-1» не хватает регулировки чока; у «Ильича» слишком мягкий разгон, мотор не успевает раскрутиться на коротких прямых, неудобный курок; «Вася» – наоборот, очень резкий набор оборотов, трудно ехать.
– у Нестеренко на «Чайнике» лучшее время на «Яр-2» и «Васе», на 0,1 сек. хуже «Яр-1» и «Валик», на 0,2 сек. – «Ильич». На G-12 лучше «Яр-2» и «Валик», на 0,1 хуже «Ильич» и «Яр-1», на 0,2 хуже –«Вася».
Субъективные впечатления: на «Яр-1» ехать очень легко, но чуть-чуть не хватает регулировки чока, у «Ильича» крайне неудобное положение и большой ход курка, управление столь мягкое, что кажется, будто модель едет сама, без моего участия. Резкость «Васи» смягчает Парма, хорошая динамика и скорость на прямых дает преимущество на Чайнике. Из-за сложности пилотажа мелкие ошибки снижают результат в G-12.
– у Морозова лучший результат во всех классах на привычном «Валике», следом, на G-12, «Яр-1», «Ильич», «Яр-2» и «Вася» – все уложились в 0,1 сек. На ES-24 за «Валиком» вплотную «Яр-2» и «Вася», на 0,15 сек. отстает «Ильич». На SP-32 за «Валиком» вплотную «Ильич», далее, отставая на 0,2 сек., «Яр-2»; на «Васе» не было ни одного круга без вылетов. «Яр-1» в мощных классах не тестировался.
Субъективные впечатления: «Ильич» – здорово! Очень легко ехать и не надо привыкать, несмотря на неудобный курок. «Яр-1» – легко управлять, легко настраивать. «Яр-2» – острее «Валика», надо привыкнуть к настройкам. «Вася» – как быстро и как трудно ехать.

Надо добавить, что мы старались уменьшить фактор случайности – катались долго, с моделями в процессе тестов ничего не делали, с каждым пультом делали несколько заездов.

Выводы:
– Оценка пультов – дело очень субъективное, зависит от опыта и привычек пилота, клубных традиций, особенностей трассы (конфигурация, питание, намазка) и динамических возможностей моделей.
– Надо учесть, что сравнивались конкретные изделия, а не типы пультов. Незначительное изменение жесткости пружины, положения и формы курка, формы корпуса приводит к совсем другому восприятию характера пульта.

– И все-таки, мне кажется, можно сказать, что разные типы пультов предпочтительнее для разных целей:

– для начинающих – «Ильич» и «Яр-1»
– для сложных, пилотажных трасс и классов (F1, SP-32) – «Ильич»
– для быстрых трасс и мощных моделей, самых сильных пилотов – «Вася»
– в качестве универсальных, на все случаи жизни – «Ильич», «Валик», «Яр-2»
– для самостоятельного изготовления – «Яр-1», «Яр-2»
– «купил и поехал» – «Ильич»

Не претендую на то, что мое мнение – единственное верное.
Надеюсь, что этот материал поможет многим коллегам в учебной работе и подготовке к соревнованиям.

Андрей Игоревич Нестеренко,
Руководитель Лаборатории Трассового
Автомоделизма «Вираж» СПбГДТЮ
Санкт-Петербург, декабрь 2006г.

Прим. ред: Схема утеряна. Если получится найти – просим прислать в редакцию.
В 2011 году были изменены названия классов:
SP-32 => ES-32
G-12 => Production 24
Int-32 => Production 32

Источник: baseold.anichkov.ru
Оригинал документа: Скачать DOC-файл