Трассовики ведут спор, 1978

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что роль столицы трассового автомоделизма в нашей стране в последние годы прочно перешла к Воркуте. Энтузиасты технического творчества этого молодого заполярного города с присущим всем жителям молодых городов стремлением попробовать каждую новинку несколько лет назад впервые обратили внимание на трассу, увлеклись ею и достигли высоких результатов. Недаром проведение всесоюзных соревнований по трассовым автомоделям именно в Воркуте стало уже доброй традицией.

Впрочем, мы немного забежали вперед. Сначала несколько терминологических уточнений для читателей, не знакомых с трассовым автомоделизмом, особенно для тех, кто впервые в этом году открывает наш журнал.

Конструирование трассовых моделей — самая юная разновидность автомобильного моделизма. Началось это увлечение около десяти лет назад. И хотя поклонников у трассы многие тысячи, официального признания она пока не получила. Причин тому много, и мы не раз писали о них. Сейчас констатируем только, что — с признанием или без — этот вид технического творчества продолжает жить и развиваться.

Что такое трассовый автомоделизм? Это, во-первых, трасса — довольно сложное инженерное сооружение, напоминающее по конфигурации макет кольца для настоящих шоссейно-кольцевых гонок. По этому мини-шоссе проложено три-шесть дорожек с токонесущими шинами, к которым извне подводится электричество. Силу тока на каждой дорожке можно регулировать, замедляя или ускоряя тем самым движение модели. Во-вторых, это сама модель — миниатюрная копия автомобиля, выполненная в масштабе 1:24. Согласно международным правилам конструкторы строят машинки трех классов: A — модели спортивных машин с открытыми колесами, В — копии серийных автомобилей, С — модели автомобилей спортивного типа. Перед началом заезда все они проходят тщательный стендовый осмотр, и им начисляются поощрительные баллы, которые затем суммируются со скоростными показателями по особой системе и позволяют вывести конечный результат стартовых состязаний, a стало быть, и определить место, занятое тем или иным гонщиком

Скажем прямо, трассовики недаром избрали Воркуту местом нынешних соревнований. В дни школьных каникул здесь проводилось открытое командное первенство Коми АССР, посвященное 60-летию Великого Октября. Гостеприимные северяне пригласили на свой спортивный праздник всех трассовиков Союза. И наверное, если бы не дальность расстояний и не суровые погодные условия Заполярья, сюда съехались бы многие сотни ребят. Но и так представительство оказалось довольно внушительным: 22 команды из Прибалтики, областей средней полосы России, Крыма, Дальнего Востока, Средней Азии…

В распоряжение участников соревнований была предоставлена лучшая в стране 60-метровая трасса, оборудованная электронным табло, автоматическими счетчиками кругов на каждой дорожке, рассчитанная на заезд одновременно четырех машин.

Старты проводились по тем же правилам, что и в прошлые годы. Новинкой было то, что впервые в них не участвовали взрослые моделисты. Практика показала: трассовый автомоделизм — это средство вовлечения в техническое творчество прежде всего самых юных ребят, школьников младших и средних классов. Устройство моделей, оборудование их ходовой части в общем-то настолько несложны, что с помощью квалифицированного руководителя с этой работой справляется любой мальчишка в возрасте 10-12 лет. Конечно, и здесь есть определенные градации по сложности. Так, модели классов В и С строят в основном старшеклассники. Ребята помладше предпочитают класс А. Для самых же юных организаторы соревнований предусмотрели простейший класс — Д (модели автомобилей собственной конструкции с кузовом из бумаги и двигателями отечественного производства). Можно сказать, что это было оправданное решение, значительно расширившее контингент участников воркутинских стартов, поставившее их в более равноценные условия.

Как ни строга была судейская коллегия, стендовые испытания показали, что автомоделисты сумели проявить немало мастерства и выдумки при изготовлении своих миниатюрных машин. Общее впечатление, по мнению главного судьи стартов С. Г. Сазоненко, таково: качество изготовления возросло, улучшилась полнота деталировки, многие ребята поработали над увеличением мощности двигателей, Приходится ли удивляться тому, что наиболее старательно выполненные модели показали наилучшие результаты и во время заездов. Вот самые главные итоги. В классе А первое место заняла модель Сергея Горбунова (команда Дворца пионеров и школьников г. Воркуты). За быстро летевшие минуты старта она успела пробежать свыше восьми кругов, почти полкилометра. Еще семь кругов дала ей высокая стендовая оценка, пересчитанная на расстояние по специальной шкале. Все это позволило Сергею далеко оторваться от соперников. В классе В уверенно первенствовал Виктор Новожилов (команда школы поселка Хальмер-Ю из Коми АССР), модель которого также получила очень высокую стендовую оценку. В классе С победил Александр Шеренцис (клуб юных техников «Роди- на», г. Киров). В новом классе Д победу одержал пятиклассник Миша Денисов (Дворец пионеров и школьников, г. Воркута), его модель судейская коллегия признала лучшей и не раз ставила в пример остальным юным участникам соревнований.

Итак, главные результаты борьбы на автотрассе: первое место завоевала команда Воркутинского городского Дворца пионеров и школьников. Ей были вручены кубок и диплом журнала ЦК ВЛКСМ «Моделист-конструктор» и кубок и Почетная грамота Коми обкома ВЛКСМ. Второе место у команды поселка Хальмер-Ю. На третьем — ребята из Кустанайского городского Дворца пио- неров и школьников.

Судейская коллегия решила провести эксперимент: после окончания официальных стартов на той же трассе состоялась необычная гонка под условным девизом «Старты «Гран-при» (Гран-при — большой приз). Ее цель — выявить самые быстроходные модели среди победителей во всех классах. Моделям надо было пройти в одном заезде немаленькое расстояние — 25 кругов. Надо ли удивляться азартным спорам, которые развернулись среди болельщиков перед этим стартом. Ведь еще ни разу модели разных классов не встречались официально на трассе в одном заезде. Вот заняли свои места Сергей Горбунов, Виктор Новожилов, Александр Шеренцис, Миша Денисов. И никто не предполагал, что самая простая модель — класса Д, окажется самой быстрой. Она опередила ближайшую соперницу почти на полкруга.

В итоге можно с уверенностью сказать, что соревнования в Воркуте прошли успешно. Они еще раз подтвердили ту мысль, которую редакция, опираясь на мнения многих руководителей внешкольных учреждений, судей и спортсменов-автомоделистов, высказывала уже не раз: трассовый автомоделизм имеет право на жизнь, как одна из ступенек на пути в большой спорт. Будучи внедрена повсеместно и прежде всего в школах, она принесет автомоделизму ту массовость, которой ему сегодня не хватает, поможет отобрать из числа наиболее перспективных трассовиков участников будущих команд классического автомоделизма. Кроме того, трассовый автомоделизм — великолепное средство привлечения тысяч и тысяч ребят к техническому творчеству.

Е. ДУБИЦКИЙ,
наш спец. корр.,
г. Воркута

На трассе в г. Воркуте.

Фото А. Бомзы


Источник: “Моделист-Конструктор” №2, 1978, 47-48 с., обложка 3 с.
Оцифровка: Андрей Колегов
Журнал: Моделист-Конструктор 1978-02.pdf